А вот эта штука мне просто ужасно понравилась... (ага, я опять в поисках Анубиса... )
читать дальше
Я даже, повосхищавшись, полезла смотреть - это что, настоящее? Или умельцы в фотошопе сотворили...
Пишут, что настоящее.
Пелена с изображением усопшего, Осириса и Анубиса. Середина II в. Холст, клеевая краска. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Во II веке в Египте кроме портретов, хранящихся дома, и портретов, положенных в бинты мумии, писались большие пелены, своеобразные погребальные саваны. Обыкновенно в заранее расписанную пелену вставлялся исполненный на холсте портрет покойного.
На пелене II века в центре изображен молодой мужчина, одетый в длинную тунику и плащ, многочисленные складки которых ложатся по фигуре. В руках он держит свиток. Расположенный справа египетский бог Анубис одну руку возложил на плечо умершего, а другой прикасается к его ладони, чтобы препроводить в загробное царство, на суд Осириса. Слева представлена мумия покойного, уж как бы преобразовавшегося в Осириса, на что указывает корона и присущие этому богу атрибуты - жезл и бич. Портрет, очевидно, создан ранее и пришит в предназначенное место на пелене. Прижизненный портрет молодого человека принадлежит руке одного живописца, другой расписал все остальное. Оба мастера работали в традициях эллинистической живописи.
Портрет исполнен в тонких градациях тонов, без резких бликов и теней. Такая манера письма очень точно передает меланхолический облик юноши, его несколько болезненный вид. Свободно, легко и непринужденно расположить складки белой туники и плаща мог только художник, привыкший изображать именно такого рода античную одежду. Фигуру мумии он явно постарался показать в духе древнеегипетских росписей, без светотени, в двух измерениях. Но в характерно египетском образе Анубиса другой мастер несколько отступил от плоскостности формы, проложив густорозовую тень на платке и на узорной ткани нижней части одежды, чем придал некоторую объемность изображению шакалоголового божества.
Светлая фигура покойного отчетливо читается на тонко разработанном в цвете фоне пелены. Ее верхняя треть написана в охристом, песочного оттенка тоне, с изображением архитектурных элементов. На этом фоне выделяются портреты юноши, коричневая голова Анубиса с ярко-розовым платком и голова мумии с темным платком и светло-розовым лицом. Нижняя половина пелены дана чисто-голубым цветом, сгармонированным с цветом узоров на одежде Анубиса и покрывала мумии. Несмотря на различия в трактовке фигур, смешение стилистических приемов, где жесткость, неподвижность традиционно египетских образов контрастирует с мягкой пластичностью фигуры человека, пелена смотрится как единое целое благодаря удачному цветовому решению.
И если бы я, как нормальные, культурные туристы ходила по музеям, то, может, я бы ее даже увидела.