Серж Брюссоло. "Замок отравителей". Детективно-историческая книжка. Название - хм. В оригинале скорее "Замок ядов".
Сюжет: Франция, средние века. Где-то во времена Крестовых походов. Главный герой - простолюдин Жеан, заделавшийся рыцарем на поле боя. (Точно не поняла, как, и возможно ли это вообще в историческом плане, ну да ладно). Кроме рыцарского звания у него ничего нет, даже потребного снаряжения. Поэтому он занимается тем, что сопровождает туда и сюда всех, кто готов заплатить за охрану. И вот таким образом он берется сопровождать монаха Дориуса, который отправляется на свадьбу барона Орнана де Ги. Барон как раз удачно вернулся из Святой земли и задумал жениться на дочери соседнего рыцаря. Ожидаются народные гуляния, ярмарки, турниры и прочее. Поэтому сюда же стекаются целые толпы - рыцари, менестрели, бродячие комедианты, торговцы и ремесленники. Внезапно праздник омрачается ужасным происшествием - во время очередного пира происходит отравление, яд действует мгновенно... Энергичные люди моментально предпринимают меры для того, чтобы скорейшим образом привлечь кого-нибудь виновным и примерно покарать. Но через некоторое время отрава распространяется, появляются все новые трупы - на этот раз среди горожан, в деревнях, кто-то отравляет колодцы, скот, плоды на деревьях... Начинается паника. Кто же виноват в происходящем, может, это все связано со страшной тайной барона де Ги, о которой случайно узнает Жеан? Или это действует адский монстр, который, как говорят, появляется, если казнят невиновного? Можно ли прекратить эти ужасы, и что для этого нужно сделать...
Приятная и бодрая книга. Живописная... У действующих лиц в головах перемешиваются языческие верования, народные сказки, христианская набожность, легенды об Артуре и его рыцарях, соответственно этому они и действуют. Немного напрягает концовка, как-то или все слишком стремительно происходит, или слишком притянуто... Но, думаю, надо обратить внимание на автора.
читать дальше
"Нет ничего ужаснее, чем ударивший в ноздри запах сгнившего мяса из волчьей пасти. Жеан рубанул мечом наотмашь. Лезвие угодило зверю сзади ушей и с хрустом разрубило позвоночник. Ирана, потеряв равновесие, упала в пруд. Жеан действовал без передышки. Он проломил череп второму животному, собиравшемуся прыгнуть на него. Остальные обратились в бегство.
Жеант оттолкнул ногой труп хищника и протянул трубадурше руку, чтобы помочь выбраться на берег. Ирана дрожала от страха и холода. В ее блуждающем взгляде было что-то звериное., и Жеану стало не по себе. На мгнвение он готов был поверить, что в Ирану проник дух убитого волка. Ходили слухи, будто у женщин голова настолько пустая, что такое вполне возможно."
"Ближе к вечеру пробовальщика вытащили из темницы и повезли к месту казни. Он так ослаб, чо не мог стоять в повозке, пробивающейся сквозь толпу. Одетый в длинный балахон, Гомело с трудом, покачиваясь, сидел на стуле, с боков его поддерживали подручные палача. Без их помощи он свалился бы при первом же толчке. Балахон до колен пропитался кровью, "испанские сапоги" раздавили его ноги. Глаза приговоренного были закрыты, казалось, он уже мертв и на костер везут бездушный труп. Чернь, заметив это, громко выражала недовольство.
- Эй! - крикнул мужчина, забравшийся на каменную тумбу. - Вы его уже убили! В нем столько же жизни, сколько в каплуне на вертеле!
- Надо, чтобы он помучился! - завопила одна кумушка. - Если он не чувствует боли, то его душа не искупит грехи.
- Правильно! Правильно! - заорали зеваки. - Оживите его для его же блага, иначе он умрет нехристем.
Волна возмущения задержала продвижение повозки. Нельзя предать огню такого бесчувственного... это все равно что сжечь чучело!
- Посыпьте его раны солью! - посоветовала торговка сельдью. - Он сразу проснется. Если вы позволите ему спать, Бог посчитает вас сообщниками дьявола.
Недвусмысленная угроза удвоила усердие палачей. Приподняв балахон приговоренного, один из них бросил горсть соли на раздробленные ноги умирающего; тот застонал от боли и открыл глаза. Толпа воодушевилась.
- Не мешкайте! - заорали какие-то юнцы. - Начинайте варить его, пока он очухался!"