На обложке написано, что это смесь классических романов "нуар", триллера и чего-то еще... Что "нуар" - то это точно.
С экзотикой автор хватил через край. В экзотику - не верю. А так приятно читается. Создает атмосферу.
читать дальше
Действие происходит в Германии в 1934 году. Гитлер только что пришел к власти, новый порядок еще только устанавливается. "Старый порядок" - тоже не особо приятен, но грядущий кошмар уже ощущается вполне отчетливо. Жутковато, да.
Главный герой романа, как мне кажется, достаточно нетипичный. Для криминального романа. Хотела назвать детективом, но как-то это слово не подходит... Может, потому, что само преступление и его разгадка для героев - не на первом месте по важности. А вот простокриминальный роман - самое подходящее. Главный герой - Эберхардт Мок - мужчина
И вот происходит зверское убийство молодой баронессы из древнего аристократического рода. Мок должен найти убийцу. По роду деятельности. В то же время на него давит отец убитой, который, в свою очередь, располагает компроматом на Мока. С другой стороны, идет явное противодействие со стороны гестапо. Мок начинает подозревать, что убийца имеет какое-то отношение к этой организации, что не добавляет ему оптимизма. С гестапо у Мока отношения крайне напряженные. Отчаянно маневрируя и выстраивая тонкие интриги, Мок умудряется свести шило на мыло: безутешному отцу убитой подаются данные на подвернувшегося под руку еврея, который, оказавшись в гестапо, чистосердечно во всем признается, совершенно случайно еврей к тому же и скончался... Все довольны. Даже барону нечего возразить на такой простой факт, что никто не сможет вытащить из гестапо попавшего туда еврея.
Но тут барон получает четкие сведения, что убийца его дочери по-прежнему на свободе. В ярости барон нажимает на свои рычаги и выписывает из Берлина некоего молодого, подающего надежды полицейского Герберта Анвальдта. Моку предложено вновь провести расследование, и на этот раз без дураков. Компромат никуда не делся.
Дальше действие развивается, экзотика хлещет через край... С экзотикой явный перебор.
И все-таки лично у меня вызывает восхищение, как ловко автор ушел собственно от детективной загадки. Ну, не интересно мне было, кто же убийца. А вот следить, что еще предпримет Мок и как вывернется из ситуации - это да...
Ну и, конечно, реалии эпохи... (как выражались у нас преподаватели в институте). Ведь все-таки Германия! 1934 год! Но люди продолжают жить своей более-менее обычной повседневной жизнью, люди принимают происходящее... Это завораживает.
При чтении меня слегка раздражало скрупулезное перечисление улиц, зданий, организаций Бреслау и т.д. Сейчас думаю: может, это было сделано автором специально? Для более жуткого чувства. В том роде: вот самый обычный город, живущий самой обычной жизнью, и тем не менее - это Германия, 1934...
Хотела написать об этом вчера, но связь не сработала. Зато сегодня пришло в голову, что на конец романа можно посмотреть и под другим углом. Мок, который в ходе книги всячески опекает и поддерживает Анвальдта (ему всегда хотелось иметь такого сына)... что не помешало ему использовать Анвальдта в своих целях... Собственно говоря, Мок опять ухитрился одним ударом решить множество самых разных вопросов... И стараниями Мока Анвальдт оказывается в психбольнице, где проводит время с 1936 по 1950 год. Сегодня до меня дошло - да ведь это самый пиковый промежуток времени! Так сказать, "горячая точка истории". Не получилось ли так, что Мок просто таким своеобразным способом пытался защитить Анвальдта? Потому что Анвальдт, в отличие от Мока, не способен продержаться на плаву нигде, тем более в гитлеровской Германии.
Я там еще, на обложке прочитала, что у автора есть еще роман и тоже с "Бреслау". Если мне попадется, то с удовольствием прочитаю.