"С самого начала я знал, что Холмса должен играть Василий Ливанов. До этого он снимался у меня в "Ярославне", где был лохматым и драчливым, пьяным рыцарем Бенедиктом.
Стоит вам заглянуть в рассказы Конан Дойла, и вы убедитесь, что в десятках этих рассказов Шерлок Холмс статичен, характер его не развивается, он "маска". Холмс - позер, он не говорит, а вещает. Все эти качества счастливым образом совпали с особенностями характера Василия Ливанова.
Но руководство Центрального телевидения, по заказу которого мы должны были снимать "Холмса", отвергло его кандидатуру. "Какой же это Холмс?! Знаем мы Ливанова - шумный, сложный, непредсказуемый..."
Для очистки совести я познакомился с Александром Кайдановским, сделал фотопробы - вот уж кто полностью соответствовал литературному образу! Сух, высок, педантичен и бесстрастен.
Но мне нужен был Холмс, не совпадающий с первоисточником. Ливанов - это Ливанов. Своим непредсказуемым характером, неуживчивостью и в особенности громовым голосом он напоминает Маяковского, каким его описывают современники. Правда, в отличие от двухметрового поэта, Ливанов невысок ростом, а Маяковский, в отличие от артиста, никогда не пил водки и был левшой. Но общее у них - превосходная память, полемизм, апломб, заносчивость, надменность. Ливанов может быть хлебосольным хозяином и в Москве, и на Николиной Горе, на даче. Но может, находясь в ином "расположении духа", позвонить, например, из ленинградской гостиницы "Европейская", в Вашингтон президенту Картеру с требованием лишить Масленникова права на постановку фильмов о Шерлоке Холмсе.

Часто говорю о том, что моя седая голова - это результат восьмилетнего общения с Василием Борисовичем Ливановым. Скандалы, ультиматумы, запои, ловля его по всей Москве, чтобы "зашить" средством, которое привезла из Парижа Марина Влади, и т.п. Терпел, потому что уж очень удачным был выбор.

читать дальше