И в ту же тему о детской литературе... Я, в общем, не знаю, какую литературу для детей сейчас пишут и издают современные авторы. Не то что я, будучи взрослым человеком (на пенсии... ) не читаю детскую литературу... Но я читаю то, что мне знакомо с детства! А все эти новые детские книжки как-то не вызывают доверия.
Но что я хочу сказать - оформление. Обложки, иллюстрации - правда, иллюстрации не во всякой книжке, но и одних обложек уже достаточно. По-моему, они ужасны. Они некрасивые. Аляповатые. Персонажи все - и дети, и взрослые - нарисованы полными придурками и уродами. Я не понимаю, кому вообще захочется читать такую книгу. Я во взрослом-то состоянии не хочу ее читать (даже если я знаю, что внутри это здорово). А если я ребенок, и не знаком с книгой - то захочется ли мне ее читать? Вот что интересно. А если я-ребенок и буду ее читать, то как я буду воспринимать героев книги и сам текст? Не повлияет ли это на восприятие?
Я не знаю. Но мне влияет на восприятие! Хотя я знаю книгу! Читала сотни раз! А сейчас мне кажется, что с этими позорными рисунками она сама стала какой-то другой.
Ну да, а потом начинаются где-то как-то удивления, почему современные дети предпочитают компьютерные игрушки, а не книгу. А чего им не предпочитать компьютерные игрушки, если там все красиво, ярко, прорисовано, герои потрясают воображение... Да для компьютерных игр рисуют настоящие художники! А кто рисует для наших детских книжек?
Я до сих пор помню книжки, прочитанные в детстве, со всеми их обложками и иллюстрациями (в то время как раз было редкостью, если в книге не было иллюстраций). Интересно, а нынешние дети запомнят эти книги в жутких обложках, и что именно они запомнят? (ну, компьютерные игры они-то, наверно, точно запомнят)
Решила составить список книг, которые в то время были - по моему мнению - особенно замечательно оформлены.
читать дальше
- Калевала. - Это было такое специальное издание для детей, огромная книга, альбомного формата. Очень много иллюстраций - во всю страницу. До сих пор помню этот восторг и ужас от разглядывания героев, чудовищ, северных угрюмых лесов, бурного моря... Кто рисовал, не знаю. Книгу, естественно, потеряли при переезде, как не предмет первой необходимости).
- Р.Киплинг. Маугли. Художник В.Шубин... (если опять фамилию не путаю) - великолепные рисунки для великолепной книги. Черно-белые. Красота обнаженного тела и здоровых диких животных... Сейчас, я подозреваю, никто такое издавать не будет вообще. Усмотрят педофилию, гомоэротику... Я прямо слышу этот крик ужаса - как, обнаженные мужчины в детской книге?!!
- Л.Кэрролл. Алиса в Стране Чудес. - Черно-белые иллюстрации старинного вида (или стилизовано под старину). Кто рисовал, не знаю. Очень хотелось бы узнать. Нигде с тех пор больше не видела ничего подобного. Персонажи в старинных, пышных нарядах со множеством деталей, карточные дамы с сооружениями на голове, где помещались замки и корабли что ли, не знаю. Изломанная перспектива. Особенно запомнилось стихотворение "Кот сказал бедной мышке..." - все строки были расположены на отдельном листе, так что образовывали силуэт огромного сытого кота.
- Т.Майн Рид. Отважная охотница. Художник И.Кусков. - Черно-белые иллюстрации. Но много. И на целую страницу. Ну, если кто знает стиль Кускова (он иллюстрировал много приключенческих книг), тот сразу представит. Красивые женщины разных типов, красивые мужчины разных типов... Индейцы дикого вида, и вызывающие страх, и одновременно завораживающие... Самое смешное, что мне даже не так уж сильно нравилась сама книга (не безумно), мне больше нравился "Всадник без головы"... Но я любила ее перечитывать как раз из-за этих иллюстраций.
- А.Бруштейн. Дорога уходит в даль. Художник И.Ильинский. - Черно-белые иллюстрации... О, эти изящные девочки и женщины в старинных платьях и шляпках, просто неразрывно соединились с текстом книги. Вообще не представляю, как можно читать эту книгу без этих иллюстраций...
- Дж.Р.Р.Толкиен. Хоббит. Художник М.Беломлинский. - Первое издание Толкиена в нашей стране. Несмотря ни на что мне по-прежнему нравятся эти условные иллюстрации, где Бильбо нарисован с лицом Е.Леонова, гномы корявы и энергичны, Гэндальф изображен в виде маленького лукавого старичка с козлиной бородой... Может, поэтому я не вижу никак Гэндальфа величественным старцем. Может, поэтому я не в силах воспринять творения Джексона? Ну, какой тут может быть пафос в самом деле, когда все такие живые и себе на уме? А Беорн, занимающий почти всю страницу на картинке, нависающий со своим огромным топором над Бильбо и Гэндальфом? А единственно правильный Трандуил, мелькнувший где-то невзначай в конце книги, где все дрались между собой... Красивый молодой мужчина, дико смеющийся - а не это что-то на лосе. Кстати, тут вообще все эльфы дико смеются, включая дружелюбных товарищей из Раздола. Может, художник, получив задачу изобразить эльфов, представил себе что-нибудь из области дикой охоты?
- А.Н.Толстой. Буратино. Художник, кажется, А.Каневский... - цветные иллюстрации, много, на всю страницу. Я знаю, что была еще одна широко распространенная книжка с другими иллюстрациями (художника не помню), но мне нравится как раз вот эта! Те были более гладкие, с более приятными и живыми лицами... А тут художник изображал если Буратино - так деревяшку, если Мальвину - так фарфоровую куклу... Лица неподвижны, движения соответственно рубленые, дерганые. Никакой плавности. Если кот Базилио и лиса Алиса - то тощие, драные и подозрительные. Карабас Барабас - весь сверкающие сапоги и борода на всю страницу. Нет, нравится мне эта книга, именно эта!
- Сказки скандинавских писателей. - Черно-белые иллюстрации. Ну, Муми-тролли - тут были рисунки самой Туве Янссон, их все знают! А в сказке про Людвига Четырнадцатого - ах, какие там были лисы!!
Ну, вот вроде то, что больше всего запомнилось... Конечно, выбор книг был абсолютно случаен, какие-то книги, может, вообще к нам не попали!