Томас Пинчон. "Выкрикивается лот 49". Я эту книжку принималась читать несколько раз. Но как-то все не было настроения. А тут, ввиду того, что мне захотелось
странного, к тому же в ЖЖ Немцова постоянно рекламируют Пинчона... решила все-таки познакомиться с автором и откопала ее в завалах.
Мораль: для каждой книги нужно подходящее настроение.
Эта книга, так сказать, из серии - возьми паззл и попробуй собрать картинку. Ну, отчего бы и нет. К тому же, после Берроуза с его "святыми" - так это вообще... в удовольствие.
Сюжет: с самого начала радует сюром. Умирает эксцентричный миллионер и назначает своим душеприказчиком бывшую любовницу Эдипу Маас. Эдипа подходит к делу ответственно, приезжает в городок Сан-Нарцисо, где проживал покойный, и где он осуществлял свои разнообразные предприятия, чтобы разобраться в оставленном наследстве. Но тут все идет наперекосяк, Эдипа натыкается на упоминания о некоей тайной организации - независимой почтовой службе (!) - Тристеро (или ПОТЕРИ?), чья история уходит корнями в глубь веков (как любят выражаться в исторических работах), но и в современности тоже как-то себя проявляет. Эдипа пытается разобраться, что это за организация, но все отмалчиваются, между тем, тайные знаки и загадочные совпадения все множатся, вокруг начинают происходить странные вещи, люди изменяются... Эдипа сама уже не понимает, то ли ей все мерещится, то ли ее затянуло в какую-то аномалию, и что вообще следует делать. Но так или иначе ей удается добраться до аукциона, куда выставлено на продажу имущество покойного миллионера, в том числе
лот 49 - то есть, сложенные в один пакет свидетельства существования Тристеро. И на этот лот уже нашелся один покупатель, который пока скрывает свою личность. В надежде увидеть этого самого покупателя Эдипа и является на аукцион. Читатель (в лице меня) тоже затаил дыхание - кто же этот загадочный покупатель, и какие еще потрясения приготовил автор? А вот облом! На моменте объявления лота книга заканчивается. (она, в общем, небольшая)
Ладно, вот, значит, предложенный автором набор деталей... Что из можно собрать? Или, скажем, если представить книгу как своего рода трехмерную композицию (что-то среднее между живописью, скульптурой и кинематографом), то в каком порядке нужно это все рассматривать...
читать дальшеНу, я думаю... у меня получается так...
Первым делом меня увлекла эта идея с конспирологией. Как тут Эдипа натыкается на значок, нацарапанный в общественном туалете, тут же получает письмо от супруга со странной пометкой (намек на альтернативную почтовую службу), тут же слышит об этом обрывок разговора, идет в театр и видит там странную пьесу позабытого автора, где упоминается эта же почтовая служба...
Это же получается такая крутая игра! Можно ведь не зацикливаться на почтовой службе. Можно взять что-нибудь другое. Мало ли вокруг странных совпадений... Можно ведь взять и построить такую конспирологическую картинку в собственной жизни. Вспомнить, какие книжки ты любил читать в детстве (или, к примеру, которые оставили неизгладимое впечатление), какие фильмы смотрел, соединить с фактами биографии, подобрать какой-нибудь исторический факт (желательно малоизвестный, для красоты) - и посчитать, что это все неслучайно и взаимосвязано! Это же может для себя делать кто угодно! и тут же усмотреть на каждом шагу тайные знаки и откровения.
Немедленно захотелось заняться.
Хорошо, игра в конспирологию - это так, приятный бонус.
Думаю я, что возможно... возможно тут речь идет о непознаваемом... то есть, непознанном... или все-таки непознаваемым? Из области бессознательного... подсознательного... ну, в общем, вы поняли.
Или - скажем так - о картине мира! Как подробно разъяснял Кастанеда, спасибо ему большое, а то я бы не уловила. (надо посмотреть по википедии, кто что раньше писал, Пинчон или Кастанеда, ну просто ради интереса )
В общем, опираясь на подсказки Кастанеды, получается так, что человек не может (не желает? не в состоянии? запрограммирован исторически, в результате конкретного развития конкретного общества?) воспринимать мир, как он есть, во всей полноте. Человек организует для себя какую-то небольшую нишу, отсекая все остальное и оставляя за гранью восприятия. Потому что очень скоро человек, существуя в такой небольшой нише, удобной для жизни и самоощущения, перестанет замечать виртуальную границу, которую сам же и создал, и эта граница станет для него вполне реальной и ощутимой! В смысле, что он просто перестанет замечать что-то за пределами, как будто этого и вовсе нет. Что разумеется, не означает, что его и в самом деле нет, отчего могут возникнуть различные проблемы... как нам показывает случай с психоанализом.
Об этом автор сразу намекает (сходу в лоб) очень выразительной картинкой. Вот этот городок на берегу громадного Тихого океана, и что - они загораживаются от океана стеной мусора, свалок, каких-то развалюх, заброшенных конструкций, зато потратили кучу денег, чтобы обустроить искусственное море с настоящими затонувшими кораблями и скелетами, которые аккуратно подняли со дна океана и красиво (а главное, безопасно!) расположили в своем искусственном водоеме...
Следуя парадоксальной авторской логике, через некоторое время жители городка вполне могут забыть о существовании океана - и в самом деле, зачем им океан, когда у них есть такое уютное искусственное море? В таком случае, у них будет большое потрясение, в случае урагана или наводнения.
Это созданная картина мира физического (а что? рассуждают же физики о темной материи... ) Но это может быть и любая другая созданная картина мира. Созданная картина истории. Как дальше автор показывает в своей следующей картинке про спятившего доктора из Бухенвальда. Доктор чуть ли не открытым текстом намекает, что - очень скоро Бухенвальда может и не быть! А очень просто. Мы его задвинем в сферу бессознательного и непознаваемого... и будем трактовать, как нам будет лучше! Исключительно с точки зрения блага для психики. Потому что если чего-то нет в видимой картине мира, то можно только говорить о гипотезах. Чисто умозрительных. Никаких доказательств - не видим, следовательно, не существует.
Кстати, картина, которую мы можем наблюдать сейчас во всей наглядности. Заметьте, автор писал свои сюрные картинки в 60-е! А сейчас оказалось, что это был даже и не сюр...
Ага, задвинутый в непознаваемое океан может в один прекрасный день долбануть ураганом и цунами. А чем может проявиться задвинутый в непознаваемое Бухенвальд?
Если рассматривать это все с точки зрения общепринятой картины мира и непознаваемого, тогда понятно, при чем тут вообще почтовая служба... И на что она сдалась автору... Собственно, почта ведь служит для объединения разъединенных частей в одно целое? Мы пишем письма находящимся далеко друзьям и родственникам, они отвечают, и получается, что мы уже как бы состоим в одном целом, несмотря на расстояние... А специально созданная служба заботится о том, чтобы эта связь не прерывалась, чтобы почтовые отправления без помех принимались и доставлялись адресату. Официально одобренная картина мира заботится о себе, посредством официальной почтовой службы.
Но здесь существует еще и тайная почтовая служба! Которая, само собой, соединяет тех, кто находится за пределами официальной картины мира, или по каким-то причинам оказался выкинут за пределы...
Получается, что непознаваемая часть мира не просто существует, но еще и самоорганизуется? Если война почтовых служб носит такой ожесточенный характер, ведется так давно и с такими кровавыми жертвами? Непознаваемое идет в наступление? (кружится голова )
В конце концов, может, тут есть и еще один ракурс. Может, тут вообще речь идет о смерти и воскрешении. Если как следует обдумать разговор Эдипы с актером. Там же что-то говорится, что вся эта безумная пьеса (которую Эдипа смотрела ради сведений о тайной почтовой службе) существует в таком виде только в этом актере, и если его не будет, то все исчезнет... Но Эдипа же тоже увидела пьесу, и как-то ее поняла, что-то в ней осталось, то есть продолжает существовать?
Что если этот покойный миллионер поручил Эдипе быть его душеприказчиком, специально для того, чтобы она собрала и впитала в себя все сведения о нем, все те клочки от его всевозможных предприятий и интересов, на которых осталась часть его личности - и чтобы затем, когда это все соединится, то он воскреснет? В конце концов, если явления природного мира и историю можно задвинуть в непознаваемое, то вдруг и смерть - тоже что-то такое, когда-то задвинутое в непознаваемое, что если оттуда можно вернуться?
Так кто же все-таки откликнется, когда объявят лот 49?
"Где-то за сплошной чередой деревянных чистеньких трехспаленных домиков, тысячами проплывавших мимо, скрытое едким смогом, отсутствовавшим в дремотном и удаленном от побережья Сан-Нарцисо, пряталось море; тот самый невообразимый Тихий океан, которому не было дела до всяких серфингистов, пляжных домиков, канализационных систем, нашествий туристов, загорающих гомосексуалистов и чартерной рыбной ловли, - огромная яма и памятник уходу оторвавшейся Луны; не слышалось шума, не чуялось запаха, но океан был там; отдельные участки мозга, минуя глаза и барабанные перепонки, вдруг начинали регистрировать какой-то приливно-отливной процесс, которого не мог уловить самый тонкий микроэлектрод. Эдипа уверовала в некий принцип, согласно которому океан нес искупление грехов... в ней билась подспудная мысль о том, что как бы мы ни резвились у его берегов, истинный океан остался неоскверненным, целостным и способным даже у берега обратить любое безобразие в более общую истину."
"- Этот Котекс наверняка член какой-то подпольной группировки. Группировки сдвинутых. Но с другой стороны, стоит ли их обвинять в том, что они несколько ожесточились? Ведь как все происходит? В школе им, как и нам, пудрят мозги Мифом о Великом Американском Изобретателе: Морзе изобрел телеграф, Белл изобрел телефон, Эдисон изобрел электрическую лампочку... Ребята подрастают, находят работу, и тут им приходится письменно отказаться от всех своих прав в пользу такого монстра, как "Йойодин": их сажают на какой-нибудь "проект", включают в "группу по решению задачи" или в "команду" и тем самым низводят до полной анонимности. Никто не требует от них изобретений - только выполнения скромной роли в конструкторском ритуале, подробно расписанном в каком-нибудь руководстве проектировщика. Как, по-вашему, можно чувствовать себя в этом кошмаре? Разумеется, они стараются как-то общаться, поддерживать друг с другом связь. Себе подобных они узнают сразу, при первой же встрече. Может, такая встреча случается раз в пять лет, но они все равно мгновенно чувствуют друг друга."
"Коэн усадил ее в кресло-качалку и принес в изящных рюмочках настоящее домашнее вино из одуванчиков.
- Я собирал одуванчики на кладбище два года назад. Теперь этого кладбища нет. Его сравняли с землей и построили Восточную автостраду Сан-Нарцисо. ...Сейчас вино стало прозрачнее. Несколько месяцев назад оно помутнело. Дело в том, что весной, когда зацветают одуванчики, вино вновь начинает бродить. Будто цветы, из которых оно сделано, вспоминают былое.
Нет, печально подумала Эдипа. Им кажется, будто кладбище, где они выросли, все еще существует и по нему можно бродить, и нет нужды в Восточной автостраде, и кости умерших покоятся в мире, питая призраки одуванчиков, которым ничто не угрожает. Будто мертвые действительно продолжают существовать хотя бы в бутылке вина."
"- Слушайте, - сказал Комедиус после паузы, - как по-вашему, я был хорошим фрейдистом? Не слишком отклонялся от учения?
- Время от времени вы корчили рожи, - сказала Эдипа. - Но это мелочи.
В ответ раздался долгий и горький смех.
- Я пытался беспрекословно ему покориться, - поведал психоаналитик, - призраку этого сварливого еврея. Пытался уверовать в непреложную истину всего, что он накропал, даже в явную чушь и противоречия. По крайней мере, уж этой мог бы сделать? Своеобразная епитимья... И какой-то частью своей души я действительно хотел верить - как верят дети, когда в полной безопасности слушают страшную сказку, - что подсознательное станет обычной комнатой, если только не гасить свет. Что мрачные тени превратятся в игрушечных лошадок и бидермайеровскую мебель. Что терапия в конце концов укротит подсознательное и общество примет его, не убоявшись эксцессов. Я хотел верить, несмотря на весь опыт своей жизни. Можете себе представить? ... Да, вы меня ненавидите. Но разве я не пытался искупить вину? Если бы я был настоящим нацистом, я выбрал бы Юнга, bnicht war? Но вместо этого я выбрал еврея Фрейда. В мировидении Фрейда никакому Бухенвальду места не было. Бухенвальд, согласно Фрейду, в свете психоанализа превратился бы в футбольное поле, а в газовых камерах пухленькие дети изучали бы сольфеджио и флористику. Печи Освенцима выпекали бы птифуры и свадебные торты, а ракеты Фау-два стали бы жильем для эльфов на муниципальном балансе. И во все это я пытался уверовать. Я спал три часа в сутки, стараясь не видет ь снов, а двадцать один час бодрствовал, тужась обрести веру."