Грэм Джойс. "Как подружиться с демонами". Интересно. По-прежнему как бы магический реализм (с упором на реализм), но в этот раз хватает романтики.
Сюжет: Уильям Хини - неприметный чиновник каких-то невнятных околоправительственных административных структур. Никто, и даже сам Хини, не в состоянии объяснить, чем он занимается. Заседает в комитетах и комиссиях по различным вопросам. Он находится в сильно среднем возрасте (раз уж в наши дни этот средний возраст приблизился к отметке в 50 лет), его жена сбежала к модному телеповару, его подрастающие дочери заняты собой, а сын-подросток рассматривает отца исключительно как источник финансовых субсидий. Каждый день Хини заканчивает тем, что надирается либо в одном из лондонских пабов (он изучил их все), либо в одиночку у себя дома... Значит, все понятно, и Хини принадлежит к многочисленной армии мелких лузеров, осознавших к старости, что жизнь прошла впустую?
Нет, это слишком односторонний портрет. Хини - прирожденный мошенник, он лжет всегда (особенно полиции!) - просто из принципа, он со своими приятелями, с такими же размытыми моральными принципами, занимается подделкой антикварных книг и облапошиванием на круглые суммы теневых дельцов, полагающих себя прожженными воротилами, он пишет стихи, притворяясь геем-азиатом - потому что так можно содрать значительные гранты с обществ, поддерживающих национальные и сексуальные меньшинства... И все это для того, чтобы раздобытые деньги пустить на поддержку приюта для бездомных. Значит, сейчас все понятно, и это история современного Деточкина - или, согласно национальном колориту, современных Робин Гудов?
Нет, все не так однозначно... Хини - крупный специалист по демонам, или бесам, как их правильнее назвать... Точнее говоря, он их видит и даже может более-менее точно определить, какой бес за что отвечает. Да, просто кошмар, современная жизнь дошла до того, что от бесов просто не продохнуть, и если вам встретится человек, полностью от них свободный, можно смело считать, что вы увидели чудо... Вот Хини как раз увидел, и считает, что ради чуда можно пойти на любые жертвы.
читать дальшеХм, наверно, тут показано, что человек всегда может выбрать. Кем ему быть, каким ему быть... имеется в виде, конечно, в метафизическом плане - из-за того, что в тебя вселились бесы, совсем не обязательно становиться подлецом и мерзавцем. Можно, как большинство людей, в упор их не замечать и продолжать обычную жизнь. Или можно - в исключительных случаях, на свой страх и риск - сыграть с демонами по их правилам, и тогда может произойти что-то невероятное. (Да, точно! сейчас понятно, как Шеймас провернул этот трюк с бомбой... так же, как и Хини - с проклятыми девушками ) Нельзя только опускать руки и прекращать бороться.
"Меня всегда поражало, как это правительство умудряется каждые семь лет выступать с одними и теми же инициативами, которые само же и хаяло, когда было оппозицией."
"Голоса, они вроде годичных колец у дерева. Порой по голосу можно понять все, что человеку довелось пережить."
"То были времена, когда мадам Тэтчер держала нос по ветру, а ее заповеди были четкими и ясными: тесните народ мой, и угнетайте бедных, и потирайте руки от радости. И мы потирали. Еще как потирали! Но в результате трения повалил дым, а из дым явился джинн. Старая история о лампе - всего лишь экстернализация для простых умов. Чтобы фокус получился, достаточно и потирания рук. Алчности. Корыстолюбия. Вот откуда берутся бесы, празднующие наживу. Мне повезло: я заразился, но распознал угрозу. А многие из моих современников не так удачливы. И продолжают гнаться за суперприбылями или за славой."
"Лично я терпеть не могу Джейн Остен. Сомневаюсь, что и Отто большой ее поклонник. Так оно обычно и бывает: начинаешь собирать то, что приглянулось лично тебе, а заканчиваешь скупкой всего, что коллекционируют остальные."
"Мы зачарованно, с замиранием сердца, наблюдали за чередой любовных связей Джеза - как вы могли бы наблюдать за циркачом, жонглирующим заведенными бензопилами."
"... пьянящее дармовое чувство праведности, которое возникает, когда ты отстаиваешь чье-то доброе имя."
"Когда видишь бесов самих по себе, отдельно от людей, больше всего сбивает с толку их пассивность. Вечно кажется, что они выжидают. Дожидаются удобного случая."
"У нее весьма оживленные глаза. Я имею в виду, что у некоторых людей взгляд тусклый и застывший, а ее глаза постоянно мерцали и двигались. Почему-то подумалось о компьютерных кодах, которые прячутся за изображением на мониторе."
"- Как ты думаешь, может так быть, чтобы человек прожил целую жизнь - скажем, прошел войну, не раз влюблялся, видел, как одна власть сменяется другой, - а в итоге умер, так и не став мудрее?
- Конечно, всякое бывает."
"Вся беда с прощением в том, что некоторые люди не хотят, чтобы их прощали."
"Тогда я сказала: "Вот тебе проверка реальностью: ты не можешь изменить этот мир." А ты, вставая со стула, сказал: "Да, но можно изменить чей-то внутренний мир."
"- Эй, странного же типа ты мне подкинул прошлой ночью.
- Какого еще типа?
- Шеймаса. Старого вояку. Ветерана войны в Заливе.
- Ах да. Ты не против?
- Нет, конечно. Но дела у него неважнецкие. Каждую ночь просыпается с криками. Да еще и обмочившись от страха. Постоянно честит кого-то брехуном.
- Нехорошо.
- Да не то слово.
- Хреново, чего уж там.
- Ага, но ведь нефть из залива исправно поступает на Запад, так что его кошмары - дело житейское. Когда же это кончится, Уильям?
- Никогда. Мы будем продолжать творить зло и убеждать себя, что это благо. Это называется "мыслить рационально."
"К тому времени я уже достаточно узнал о бесах и был в курсе, что они понимают нашу речь только отчасти. Они начинают как следует разбирать ее, только вселившись в кого-то из нас; зато когда засядут внутри, уже вполне способны наслаждаться духовной пищей. А там, где есть еда, есть и продукты пищеварения (своего рода дерьмо - вы ведь понимаете, что я выражаюсь метафорически). Вот в этом-то вся и беда. Даже если это бесы истинной любви, с ослепительными очами, выгнутыми золотыми спинами и пламенными языками - не очень-то приятно жить с тем, что после них остается."