Роберт Макки. "История на миллион долларов".
"Лучшее, что может сделать писатель, не владеющий мастерством, - воплотить на бумаге первую пришедшую ему в голову идею, а затем беспомощно сидеть перед собственным произведением, будучи не в состоянии ответить на пугающие вопросы: "Хорошо ли то, что я написал? Или это полный отстой? Если второе - то что же делать?" Когда сознание зациклено на таких вызывающих ужас вопросах, то подсознание блокируется. Однако, стоит приступить к решению очевидных задач, например, реализации профессиональных навыков, как на поверхность выходят спонтанные реакции. Совершенное владение профессией высвобождает подсознание."
"Примерно раз в десять лет технические инновации становятся причиной появления массы фильмов, создаваемых с единственной целью - добиться зрелищности."
"Рассказчик должен стать художником, преобразующим повседневное существование, внутренний и внешний мир, мечту и реальность в поэму, где рифмуются не слова, а события."
"Самое слабое оправдание включения события в историю звучит так: "Но ведь это так и было". Случается все, что угодно, - возможное, а иногда и невозможное. Однако история - не сама жизнь. События в чистом виде никак не приближают нас к правде. То, что происходит, это только факт, не правда. Правда - это то, что мы думаем о происходящем."
"Гений, действующий интуитивно, может однажды написать отличное произведение, однако спонтанность и природные способности не могут служить основой для творческого совершенства и плодовитости."
читать дальше
"Невозможно снять фильм, основываясь только на смене погоды, - хотя встречаются люди, которые пытаются это сделать."
"В идеальном мире искусство и политика никогда не соприкасаются. В реальности они не могут существовать друг без друга."
"Голливудские создатели фильмов обычно отличаются чрезмерным (некоторые даже назвали бы его безрассудным) оптимизмом в отношении способности человека изменить свою жизнь - особенно к лучшему. Те, кто снимает фильмы за пределами Голливуда, склонны проявлять чрезмерный (а с точки зрения некоторых критиков - показной) пессимизм, по поводу возможных изменений, заявляя, что большие перемены лишь оставляют все как есть, или, того хуже, приносят с собой страдание."
"Классическая структура отражает временные, пространственные и причинно-следственные модели человеческого восприятия, - все, что выходит за пределы этих рамок, наш мозг отказывается понимать."
"Бывалые профессионалы могут наградить вас аплодисментами за умение управлять образами, но откажутся от участия в работе, потому что по опыту знают, что если история непоследовательна, то аудитория поведет себя точно так же."
"К тому моменту, как зрители садятся перед экраном, чтобы увидеть вашу работу, на их счету десятки тысяч часов просмотра телепрограмм, кинофильмов, театральных спектаклей и чтения книг. Что вы можете сотворить, чего они еще не видели?"
"В действительности самым неизменным и структурно обусловленным жанром является фэнтези. Мы позволяем сценаристу, создающему подобный фильм, значительно оторваться от реальности, а затем требуем от него продуманного до мелочей правдоподобия и отсутствия случайностей. С другой стороны, суровый реализм часто позволяет нарушать логику."
"Все интересные истории происходят в ограниченном и понятном пространстве. Мир истории должен быть достаточно мал, чтобы автор мог охватить всю создаваемую им вымышленную вселенную и изучить ее так же глубоко и подробно, как Бог знает сотворенный им мир."
"Нельзя убить свой талант, но невежество способно довести его до состояния комы."
"Творчество - это умение делать творческий выбор между необходимым и излишним."
"Опытный сценарист никогда не доверяет так называемому озарению. В большинстве случаев это всего лишь первая пришедшая в голову мысль, а таковые чаще всего связаны со всеми когда-либо увиденными фильмами и прочитанными романами, из которых вы можете надергать массу штампов."
"Каким бы талантом каждый из нас ни обладал, все мы в глубине души осознаем, что девяносто процентов того, что мы делаем, не относится к числу наших достижений. Никому не придется увидеть ваши неудачи, если, конечно, вы, руководствуясь тщеславием, не совершите глупость и не выставите их на всеобщее обозрение. Гениальность определяется не только способностью создавать впечатляющие сцены, но также наличием вкуса, здравого смысла и готовности вычеркивать и уничтожать банальности, пышные метафоры, фальшь и ложь."
"Пока ученые спорят по поводу определений и систем, публика уже давно стала экспертом в области жанров."
"Давайте рассмотрим жанр "боевик". Часто отвергаемый как не требующий особого ума, на самом деле это самый сложный жанр для сценариста... хотя бы по той причине, что он уже изжил себя."
"Вы можете считать себя мягким и нежным человеком, пока не поймете, что пишете истории с мрачными и циничными выводами."
"Нет никакого сомнения, что никто не может достичь совершенства в писательском мастерстве, не являясь отчасти философом и не придерживаясь твердых убеждений."
"На протяжении многих веков классики дают нам не решения, а понимание, не ответы, а поэтическую беспристрастность; они выявляют проблемы, выход из которых необходимо искать всем поколениям, чтобы оставаться людьми."
"Каждый из нас одновременно и ангел, и дьявол. Если бы человеческая натура хотя бы слегка склонялась в сторону того или другого, все социальные дилеммы были бы разрешены много веков назад."
"Глубина испытываемой в жизни радости прямо пропорциональна той боли, которую мы готовы перенести."
"Если вы нашли управляющую идею, относитесь к ней с уважением. Никогда не позволяйте себе думать: "Это всего лишь развлечение."
"Критики никогда не говорят об удовольствии, полученном зрителями, если они его не разделяют."
"К сожалению, мы нередко сталкиваемся с такой ошибкой, как создание пассивного главного героя. История не может рассказывать о главном герое, который ничего не хочет, не способен принимать решения и чьи действия не приводят к каким бы то ни было изменениям."
"Аудитория не должна покидать кинотеатр, фантазируя, что еще могло бы произойти в фильме. Предполагается, что мы умеем сочинять лучше, чем они."
"Зрители могут сочувствовать любому персонажу вашего фильма, но в отношении главного героя это сопереживание является обязательным. В противном случае альянс "аудитория/история" разрушится."
"Если вы остаетесь вне своих персонажей, то неминуемо создаете эмоциональные штампы."
"Писатели - это импровизаторы которые исполняют роли, сидя за компьютером, меряя шагами комнату, играя за всех своих персонажей: мужчин, женщин, детей и монстров."
"Закон гласит: в истории движение происходит только через конфликт. Другими словами, конфликт выполняет в истории ту же функцию, что звук в музыке."
"Вы имеете право нарушать или изменять правила, но только по одной причине: поместить самое важное на полагающееся ему место."