Читала "Путь посла" Л.Юзефовича. Немножко, там все так концентрировано, а я стараюсь проникнуться...
Но вот у меня возник вопрос...
Автор, когда пишет про разных послов во времена Ивана Грозного, несколько раз упоминает, что - послов возили специально таким-то путем, чтобы они не увидели опричнину, которую Грозный отрицал... или что - послов держали взаперти и без контактов, опять же, чтобы они не увидели опричнину, которую Грозный отрицал...
Я и думаю - а на кой черт? В смысле, чего Ивану Грозному заботиться и отрицать, есть опричнина, нет опричнины... Это же внутренние дела. Какое ему должно быть дело до иностранных послов и их государств? Что ли в то время существовала какая-нибудь ООН, какой-нибудь совет по правам человека?
Пошла заглянула в википедию. Там пишут... собственно, ничего не пишут о том, как относились к введению опричнины другие страны. Вроде как, невзирая на разные подходы и концепции, ни один историк до сих пор не озаботился этим вопросом. Да и с чего бы?
Ну, там пишут, что опричнина оказалась крайне неэффективной и в плане экономики, и в плане военно-стратегическом, страна обезлюдела, пришел упадок, все такое.
Ага. То есть, если Грозный старался скрыть от иностранных послов именно тяжелое экономическое и прочее положение страны, это я понимаю, это логично. Но - переживать, чтобы они не узнали, что опричнина есть... как-то дико звучит.
Тем более, там же автор упоминает про всяких ненадежных товарищей, которые норовили метаться туда-сюда - то в Россию, то в Польшу, то есть, Речь Посполитую или как она там была. Так они-то уж все равно были в курсе.