Уильям Индик. "Психология для сценаристов".
"Что бы ни происходило на экране, главный герой всегда либо стремится добиться какой-то нравственной победы, либо борется за сердце любимого человека. Часто сюжет фильма включает и то, и другое."
"Добавьте к классическим темам внутреннего конфликта, ревности и соперничества любовь, ненависть, секс и насилие - и получите все составляющие захватывающего сюжета."
"Если в любовной линии вашего сюжета присутствует элемент запретного чувства, не забывайте, что такие истории чаще всего имеют трагический конец."
"С одной стороны, зрители обычно симпатизируют герою, поддавшемуся искушению и вкусившему запретный плод, с другой - большинство из них признают святость брака. Но можно постараться сделать так, что и овцы останутся целы, и волки сыты: вашему герою удастся и завоевать девушку, и избежать наказания. Для этого нужно, чтобы соперник героя оказался недостойным ее любви. Когда соперник - плохой парень или слабохарактерный неудачник, любовная история может закончиться хорошо для вашего героя."
"Сделать героя беспомощным перед лицом опасности - действенный прием, с помощью которого можно внушить зрителям сильнейший страх."
"Насколько увлекательным окажется фильм для зрителей, чаще всего зависит не от того, насколько хорош ваш герой, а от того, насколько ужасен злодей. Не секрет, что зрителям гораздо больше нравится свободный, вольный злодей, чем слишком правильный зануда-герой."
читать дальше
"В конце фильма злодея обязательно должна ждать расплата. В идеале наказание должно быть соразмерно преступлению. Если злодей в течение всего фильма насиловал, мучил и убивал самых близких друзей и родных героя, то несколько синяков или даже тюремный приговор не удовлетворят зрителя: их ожидания справедливого возмездия будут обмануты. Злодей должен страдать, желательно сильно и от рук героя."
"Один из любимых способов наказания злодея у сценаристов - сбросить его с высокого здания или скалы. Такая смерть дает возможность показать зрителю искаженное ужасом лицо злодея, пока он падает с высоты в сто этажей. Кроме того, падение символизирует низвержение в ад - туда, где его душа будет мучиться вечно."
"Не жалейте для создания образа злодея мрачных красок - их никогда не бывает слишком много."
"Образ бунтовщика присутствует почти во всех фильмах, потому что зрителю всегда проще идентифицировать себя именно с таким персонажем."
"Если в вашем сценарии только один комический персонаж, возможно, имеет смысл создать ему пару. Подумайте, как это улучшит ваш сценарий."
"Если герой утверждает то, во что на самом деле не верит, поступает вразрез с собственными желаниями или действует абсолютно нелогично, он автоматически становится более интересным зрителю. Зрители задаются вопросом: "Почему он так поступает? Что заставило его действовать именно так?"
"В каком-то смысле просмотр фильма сродни защитному механизму. Зрители сбегают от проблем и конфликтов, пытаясь забыть о собственной жизни и проживая жизнь героев на экране. Причем психологическое воздействие фильма также по большей части остается неосознанным зрителем."
"Внешний конфликт между героем-неудачником и его устрашающим соперником на самом деле отражает внутренний конфликт между усердием и чувством неполноценности."
"Было бы несправедливо полностью отказываться от какого-либо приема просто из-за того, что им иногда злоупотребляют."
"Герой самостоятельно должен раскрыть себя. Идентичность не может подарить никто другой."
"Если вы пытаетесь описать романтические отношения между героями, не забывайте, что слово "интимность" происходит от латинского глагола intimare, означающего "сообщать самое сокровенное".
"Снимая романтическую комедию, имейте в виду: сюжет не должен быть слишком сложным, чтобы у вас была возможность наполнить фильм забавными сценами, в которых главные герои обмениваются остротами, подкалывают друг друга и флиртуют."
"Прежде всего очень сложно объяснить, почему в момент эмоциональной близости герои вдруг должны перестать понимать друг друга."
"Если у вашего героя темное прошлое, ему придется, рано или поздно, с этим прошлым столкнуться (иначе зачем вообще о нем упоминать?)."
"Спасение девушки для героя означает открытие в себе самом женского начала, интеграцию важной части собственного "Я", обретение целостности. Кроме того, девушка - это награда."
"Сила роковой женщины в ее сексуальной привлекательности. Герою проще справиться с монстрами и целыми армиями, чем с роковой женщиной."
"В традиционной западной мифологии женщины бывают героинями в исключительных случаях."
"Неважно, будет ли плут в вашем сценарии главным или второстепенным персонажем, помните, что его главная черта - ум."
"Главные герои фильмов всегда своего рода оборотни. Герои должны развиваться на протяжении всего фильма, причем предполагаются значимые изменения."
"Зритель должен видеть, что ваш герой развивается, поэтому у него должен быть какой-то недостаток, какая-то слабость."
"Мифология позволяет нам выйти за привычные пределы и разрешить наши личные конфликты. Именно поэтому мифология играет важную роль как для психологического здоровья личности, так и для социальной адаптации. Традиционно мифы передавались через легенды, религию, искусство - все эти способы в современном мире интегрировал кинематограф. Современный человек свои мифы видит на экране. Фильм, коллективная греза, стал основным средством выражения, передачи и интеграции архетипов нашего времени."
"Зрителей счастливые совпадения никогда не смущают."
"В сущности, травмированный герой теряет частичку собственной души. Он стремится обрести целостность."
"С точки зрения развития личности героя любовная сцена придает традиционному герою мужскую полу эмоциональную силу анимы. Эта вновь обретенная сила символизирует духовное возрождение."
"Хотя в душе все герои - искатели приключений, обычно их характер раскрывается только тогда, когда они слышат "зов к странствиям". Такой зов (а чаще их нужно несколько) должен пробудить героя от спячки и толкнуть его на путь приключений. Если ваш герой не услышит зов в течение первых 20 минут фильма, вы рискуете потерять аудиторию."
"В фильмах, верных традиционной структуре мифа, герой почти всегда погибает: ведь ничто так не потрясает зрителя, как легенды о мучениках."
"Герою помогают вернуться обратно //из мифологического пространства, где происходят приключения и подвиги в повседневную жизнь// - часто его буквально приносят домой на руках."
"Хотя у героя были тысячи лиц, его пол неизменно оставался одним и тем же: мужским."
"Киногероиня - это чаще всего женщина, оказавшаяся в традиционно мужской роли."
"В таком фильме нет настоящего злодея - что типично для историй о героинях."