Шопенгауэр.
"События нашей жизни похожи на фигуры калейдоскопа, в котором мы при каждом повороте видим совершенно иное, а в сущности то же самое."
"Каждому человеку, вероятно, когда-нибудь приходилось жаловаться на то, что потом оказалось его истинным благом, и ликовать по поводу того, что стало для него впоследствии источником величайших страданий."
"Под конец жизни совершается то же, что в конце маскарада, когда снимутся маски. Тут видишь, кто такие были те, с кем в течение жизни приходил в соприкосновение."
"Уста высказывают только мысль человека, лицо - мысль природы."
"Бывают лица, от простого лицезрения которых чувствуешь себя оскверненным."
"Наши домашние животные... суть олицетворенное настоящее и помогают нам известным образом чувствовать истинную цену всякого неотягченного и неомраченного текущего часа."
"Кто пережил два или три людских поколения, у того происходит на душе то же самое, что у посетителя ярмарочного балагана, который остается подряд два или три представления."
"Мир все равно, что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой - дьяволы."
"Трусость кажется нам несовместимой с благородным характером уже вследствие той чрезмерной заботливости о собственной особе, которая скрывается за этим качеством."
читать дальше
"Скупость имеет своим последствием изобилие, - а когда же оно нежелательно?"
"Человек в сущности есть дикое, ужасное животное. Мы знаем его только в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией: поэтому нас ужасают случайные взрывы его натуры."
"В каждом человеке прежде всего гнездится колоссальный эгоизм, который с величайшею легкостью перескакивает границы права, о чем в мелочах свидетельствует обыденная жизнь, а в крупном масштабе - каждая страница истории."
"Сквернейшею чертою человеческой природы остается злорадство, находящееся в тесном родстве с жестокостью и отличающееся собственно от этой последней только как теория от практики."
"По тому, что мы делаем, мы познаем, что мы такое есть, а по тому, что мы переносим, мы познаем, чего мы заслуживаем."
"Бывают люди, в которых вид человека тотчас же возбуждает неприязненное чувство, так как внутри их всплывает приговор: "Не я!" Бывают опять и другие, в которых вид человека немедленно вызывает дружелюбное участие, и внутренний голос говорит: "Еще раз я!" Между этими крайностями возможны бесчисленные градации."
"В важных делах люди держатся настороже, а в мелочах, не долго думая, следуют указаниям своей натуры."
"Чтобы существо, будучи творением другого, было бы притом, по своим хотениям и деяниям, свободным, - это легко выразить словами, но не постигнуть мыслями. Оно может быть создано только со всеми своими свойствами."
"Как лекарство не достигает своей цели, если было прописано в слишком сильной дозе, так точно порицание и критика, если они переходят меру справедливости."
"Несчастие умственных заслуг заключается в том, что им приходится дожидаться, чтобы хорошее похвалили те, которые сами производят только одно дурное."
"Для огромного большинства ученых их наука -средство, а не цель. Поэтому они никогда не произведут в ней чего-либо великого... Всем, чем занимаются не ради самого предмета, занимаются только наполовину."
"В ученой республике обстоит все, как и в других республиках: в ней любят простого, недалекого человека, который тихонько идет себе своею дорогою и не старается быть умнее других."
"Наибольшая часть человеческого знания вообще и во всяком роде существует только на бумаге, в этой бумажной памяти человечества. Только ничтожная часть его действительно живет в некоторых головах в каждый данный период времени."
"Специалиста можно сравнить с человеком, который живет в собственном доме и никогда никуда не выходит. В своем доме он знает все до тонкости, каждый уголок, всякую балку, всякую ступеньку; но вне дома - все ему чуждо, все незнакомо."
"К чтению и учению можно себя добровольно принудить, к мышлению же собственно нет."
"Самое верное средство не иметь собственных мыслей - это во всякую свободную минуту тотчас хвататься за книгу."
"Ученые - это те, которые начитались книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, которые читали непосредственно в книге вселенной."
"Во всякое время можно сесть и читать, но не сесть и думать. С мыслями бывает именно то же, что и с людьми: их нельзя призывать во всякое время, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами."