Взялась читать книгу о польских восстаниях. Чрезвычайно интересно. Но очень емкий текст, с налету не одолеешь.
Судя по всему, автор (книга издана в 1873 году) считает поляков (в смысле, революционно-либерально настроенных) дураками. И даже не оттого, что они затевают эти заговоры и восстания против империи (хотя в этом плане тоже считает дураками), а исключительно потому, как они это все нелепо и бездарно проделывают...
Буквально сразу возникло острое чувство дежа вю. Или как это назвать, когда "назад в будущее" и все такое? Прямо таки казалось, что это будто бы все написано про текущую ситуацию на Украине... Даже тезисы те же самые! (проклятые москали, татары-азиаты-сатрапы) и Европа нам поможет...
Потом стало казаться, что тут даже шире, и речь вообще идет о всей либеральной тусовке в целом.
Но какой стиль, сколько яда... Жалко, что сейчас мы это уже утратили (язык и культура изменились).
"Эмиграция представляла на первых порах такой хаос, который пугал как ее самое, так и тех, кто отважился дать ей пристанище. От оборванных усачей несло дымом битв и революцией. Франция, где осели главные волны эмигрантов, только что сама освободилась от разных тревог. Земля ее еще колебалась, и ей было вовсе не до того, чтобы ухаживать за чужими, блуждающими по свету революциями."
"Но едва комитет успел дать о себе эмиграции и краю, как поднялся страшный шум, какой подымается между поляками в тех случаях, если что-нибудь выступит вперед для приведения хаоса в порядок. Сейчас откуда-то взялись партии и кружки, которые стали заявлять также и свои права на управление делами эмиграции."
"Подобно всем польским обществам, Комитет Лелевеля содержал в себе разнородные элементы, всякую минуту готовые произвести на свет несколько партий."
"Ради оригинальности или по другим каким причинам отделившиеся не составили никакого комитета для управления делами, но учредили две начальствующие секции, каждая из 8-9 человек."
читать дальше
"При всех сколько-нибудь торжественных случаях, в памятные полякам исторические дни, а иногда и просто, без всякого повода, с целью погулять, покутить и выпить лишнюю рюмку за здоровье братий, за что случится, - интеллигенция всевозможных кружков весьма дружески сходилась в Париже и других городах, и тут было очень трудно разобрать оттенки партий. Бывало и так, что несогласные с каким-нибудь кружком, готовые, по-видимому, удалиться, после доброй общей пирушки забывали об этом и оставались там, где были."
"Это вожди были люди образованные и бойкие писаки. Они выпустили в свет множество брошюр, которые читались с жадностью и с трепетом сердца всей молодежью эмиграции и края, чуть-чуть не заучивались наизусть и с течением времени образовали тот Народный катехизис, который, не будучи писан никаким каноником, имел и доныне имеет силу писаного религиозного устава для значительной массы поляков, жил и действовал долго и еще будет действовать в грядущих поколениях. Парадоксы, построенные с извращением исторических фактов предводителями сказанного кружка, были парадоксы самого заманчивого, эффектного свойства. Они нравились всем, и своим, и чужим, и в вихре этих красивых и звонких фраз закрутился не один солидный и крепкий ум. Надо отдать справедливость Централизации, она работала сильно и неутомимо. Это был враг, как враг всех трех правительств, разделивших Польшу.
Первый, основной парадокс, ставший польским Credo, который поляки надеялись навязать всей Европе, был такого свойства:
"Польша, слив воедино десять веков тому назад многие близкие друг другу по языку, происхождению, нуждам и характеру поколения, развивала, в пределах известных сословий, демократическую идею славянства, подавленную в иных племенах чуждой властью и насилием, и одна защищала европейскую цивилизацию от напора всякой азиатской дичи: татар, турок и москалей.
...В русском правительстве усматривался главный враг, с которым никак не могло быть примирения, даже временного, лицемерного. Напротив, каждый поляк и каждая полька должны питать к нему постоянное недоверие, презрение и ненависть. "Матери в своих семьях, ксендзы на амвонах и во время исповеди, учителя в школах, все и везде должны научать этому один другого, напоминать один другому об этих не то что чувствах, но священных обязанностях каждого поляка."
"Чем долее заживалась эмиграция на чужой почве, тем более терялись в ней понятия о том, что делается дома. Родимый край представлялся скитальцам в самых неясных красках, где все казалось возможным. Страшная тоска по родине еще более усиливала иллюзию."
Н.В.Берг. "Записки о польских заговорах и восстаниях"