Оскар Уайльд. "Упадок лжи"
"Чем лучше мы выучиваемся разбираться в искусстве, тем делаемся равнодушнее к природе."
"Искусство - это наш духовный протест, наша главная попытка указать природе ее истинное место."
"Не в самой природе надлежит искать разнообразие. Оно в воображении, в фантазии, в тщательно оберегаемой слепоте взирающего на нее человека."
"Предоставляла бы природа комфорт, и у нас бы не было никакой архитектуры, я же всегда предпочту быть под крышей, а не на свежем воздухе. Под крышей все и вся обретает свое подобающее место. Все нам подчинено, все сделано для нашего удобства и покоя. Самый эгоизм, столь насущный для того, чтобы человек проникся должным сознанием собственного достоинства, есть целиком результат обитания четырех стенах. Покидая их, каждый становится безликой абстракцией. Индивидуальность исчезает бесследно."
"Способность думать - самое нездоровое, что существует под солнцем, и люди от этого умирают точно так же, как от физических недугов. К счастью, уж у нас в Англии эта способность незаразна."
"Все, решительно неспособные чему бы то ни было учиться, взялись теперь поучать - вот чем увенчалась наша страсть к образованию."
"Даже газеты стали не те. На них теперь вполне можно полагаться. Проглатываешь колонку за колонкой и убеждаешься в этом с непреложностью. Происходит всегда именно то, о чем никто читать не станет."
"Историки древности сообщали нам восхитительные выдумки, изображая их, как факты; сегодня же романисты излагают скучные факты, стараясь нас уверить, будто они их выдумали."
"В наше время... умение сочинять стихи не в меру распространилось и следовало бы, будь то возможно, поставить ему некоторые пределы."
читать дальше
"Случается, что рассказ утрачивает всякое правдоподобие, оттого что его стремятся сделать излишне правдивым."
"... постиг искусство скрывать вещи, которые вовсе и не стоит находить."
"Читая его, страницу за страницей, не выдерживаешь напряжения, в каком находится автор."
"От литературы мы ждем благородства, очарования, красоты и силы воображения. Нас совсем не привлекает перспектива испытать содрогание и отвращение, слушая рассказ о деяниях низменного толка."
"Персонажи нужны в романе не для того, чтобы увидели людей, каковы они есть, а для того, чтобы познакомиться с автором, не похожим ни на кого другого."
"Люди, принадлежащие к хорошему обществу, интересны лишь масками, которые каждый из них носит, а отнюдь не тем, что за этими масками скрыто."
"Чем более пытаешься понять людей, тем стремительнее исчезают причины этим заниматься."
"Отличие настоящей литературы от поддельной, вероятно, тем всего точнее определяется, что настоящую книгу хочется перечитывать. Если не тянет возвращаться к книге снова и снова, незачем и вообще ее открывать."
"Искусство создает великие архетипы, по отношению к которым все сущее есть лишь незавершенная копия."
"Смотреть на что-то далеко не то же самое, что видеть. Не видишь ничего, пока не научишься видеть красоту."
"Если мы хотим понять народ, исходя из созданного им искусства, то лучше обратиться к архитектуре или музыке."
"Ни один великий художник не воспринимает вещи такими, каковы они есть. Иначе он перестал бы быть художником."
"Большинству наших современных портретистов суждено полное забвение. Они никогда не передают того, что видят. Передают они то, что видит публика, а публика не видит ровным счетом ничего."
"В жизни не читал ничего более гнетущего, чем записи снов наших обычных благоденствующих соотечественников."
"Случается, искусство далеко обгоняет свое время, и понадобится целое столетие, прежде чем поймут созидаемое сегодня, научатся это воспринимать и ценить."
"Каждый художник должен избегать двух опасностей - стремления к современности формы и стремления к современности содержания."
"Жизнь движется быстрее Реализма, однако Романтизм всегда остается впереди Жизни."
"В сумерки природа вызывает самые захватывающие ассоциации и становится не лишенной собственного шарма, хотя главное ее назначение, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов."