М.Л.Рукетт "Познание масс. Очерки политической психологии".
"Все общества состоят из индивидов, как наивно скажут некоторые личности, блистающие превосходным незнанием истории".
"Мысль о том, что для того, чтобы управлять, следует убедить, вообще-то вытекает из существования права на голосование, и эта необходимость возрастает вместе с количеством тех, кто голосует, а также вместе с увеличением количества сетей влияния."
"Политический дискурс санкционируется не его отношением к истине, а его отношением к эффективности. Только один новейший западный обман (происхождение которого хорошо понятно: оно является промышленно-экономическим) дает возможность спутать оба этих понятия и непременно считать истинным то, что является достаточно оперативным. При подобном подходе прав тот, кто убедил наибольшее количество людей; а тот, кто не умножает благ, совершает ошибку. Таким образом, мы развиваем логику прагматизма, которая кажется непревзойденной, поскольку она охватывает само становление общества."
"Город больше предполагает совокупность, нежели число, создававшее этот город."
"Ключ к пришествию СМИ в политику содержится в нескольких словах: того, что не обозначено для публики, предположительно считающейся уравненной, - для этой публики не существует. Так нацеливаются на создание необходимого посредничества между действительностью и сознанием людей. Люди, будучи зависимыми, информированными, воспитуемыми, вечно пребывают в состоянии научения.
Предположим, что каждая вещь в мире воплощена в образ, который представлен на обозрение и одновременно закреплен. В смысле тенденции это является тем, что мы знаем, начиная со времен всемирного распространения фотографии и распространения электронных средств. Подобие... приобретает больше истинности, чем модель. Подлинно более, чем действительное, то, что задано видеть в действительном, как раз потому, что это задано, то есть одновременно подготовлено и проверено, социально инвестировано и оценено. Те образы, которые телевидение предлагает о войне, например, выводят войну на уровень официального зрелища (во всех подробностях мы это видели в 1991 году при показе войны в Персидском заливе), зрелище, по которому разделение голосов, похоже, гарантирует законность самого спектакля. Таким образом, вопрос о правдивости оказывается устраненным, как неподобающий, неподходящий к употреблению и, в целом, беспричинно умозрительный: нет возможности отрицать то, чего мы не видим; можно опровергнуть свидетельство, выраженное кем-то единственным, чего не скажешь о свидетельстве, полученном миллионами. Сбивающая с толку сложность мира становится знакомой и разделенной простотой. Мгновенно увиденное всеми служит пищей для бесед."
"Все лучше и лучше узнавать мир означает все больше и больше - до бесконечности - устанавливать в нем различия."
"Мысли коллектива присуща слабая озабоченность связностью. Поэтому весьма обыденным является не только то, что мнения индивидов не приходят в гармонию с их поведением, но даже то, что их позиции не согласуются между собой."
читать дальше
"Без отличительного обозначения не бывает приведенной в движение массы. Подобный прием, если довести его до крайности, ведет к единообразию и обряду: индивиды перемешиваются, все их поступки просчитываются. В этом смысле, как и во многих других, спортивные игрища и идеологические сборища друг от друга не отличаются. Тот, кто не принимает участия в ликованиях или в ритуальных обрядах, может прийти в удивление от подобного разгула. И тогда он простодушно верует, что массы сплотились вокруг некой идеи, некоего идеала, некой веры. Он не улавливает, что внешние проявления масс представляют собой саму их сущность, и что, в силу этого, значение знака далеко не сводится к одной поверхностной функции украшательства, а выполняет различные важные задачи:
- Знак представляет собой итоговое заключение; знак взывает к прошлому, к эмоции, воспоминанию об обязательствах, к причастности и разделенности. С развитием привычки и в соответствии с принципом наименьшего усилия, знак, в конечном итоге уже становится неотделимым от всего перечисленного: материальность знака совпадает с прожитым мировоззрением, знаком коего он является. Представительское значение знака признается даже его противниками: плевок на обрывок бумаги или на кусок металла, разрывание афиши, сжигание прямоугольника ткани сами по себе являются символическими поведенческими проявлениями. В противном случае их можно было бы счесть нелепыми.
- Знак является подспорьем тождественности в том плане, что дает индивиду возможность признать свою собственную принадлежность и принадлежность других, будь то враги или друзья. Знаки становятся необходимыми для некой определенной шкалы и всегда - во время противостояния. В целом, знак является коллективной подписью, утверждающей некий договор сообщества.
- и наконец, знак является священным. Знак обладает льготой исключительности в мире, подобно любимому лицу, узнаваемому среди тысяч лиц; знак отмечает область братства, безопасности или славы, и эта область образует желанную чересполосицу на обычной почве удрученности. К этому присоединяется отношение "знак - время": знак зачастую отсылает к очарованию прошлого, и знак вечно является носителем обещания грядущего (победы на первенстве мира или торжества революции). В потоке Истории знак являет собой якорь.
Впрочем, знак проявляется в двойном способе хвастовства и умножения: знак предназначен для нудного повсеместного лицезрения. Знак не гнездится втайне, а выставлен напоказ в общественном пространстве. Выставленность и повторяемость предлагает массам весьма реалистичный образ нагруженного смыслом окружения: это маркировка. Действительно, стены, фронтоны, трибуны, проспекты, фасады, не говоря уже о людях, носят знак их включенности. Если политический строй стремится к обобществлению, он не должен ничего оставлять без знака присвоения. То, что не помечено клеймом-ярлыком, в лучшем случае существует лишь неким низшим (второстепенным) способом, наподобие развалившихся хуторов, названия которых затерялись на карте. А для того, что имеет значение, взгляд, куда бы он ни упал, должен уметь распознать свой лагерь и признать свой мир. Знак является блюстителем порядка или, если угодно, восстановителем уверенности."
"Когда общее количество управляемых нарастает и их богатство растет, государство не слабеет, оно только и может разветвляясь, распространять свое влияние. Итак, тоталитаризм и массы неизбежно судьбоносно связаны, если считать, что судьба является тем, что должно произойти неотвратимо и непреложно."
"В разные времена и в разных краях существовали различные типы тоталитаризма: одни - грубые и демонстративные, почти что показные, другие - более сдержанные; одни придают своему лицу выражение силы, другие - выражение озабоченности. Чаще всего приходят на ум наиболее принудительные формы, и в итоге их начинают принимать за прототипы, забывая, что тоталитаризм определяется не насилием, а волей к власти. Рекламные приемы приучили нас путать символ и проявление, оболочку и содержимое, внешний облик и подлинную сущность. Не все упорядочивания прибегают к полицейскому надзору, к заключению под стражу и к коллективным смертным казням. Но все они демонстрируют и насаждают этику Государства. Центр тяжести этой этики может состоять из расовой принадлежности, пролетарской революции, прав человека или экономического процветания, божественных установлений или счастья: это совершенно не меняет природу феномена, ибо в любом из этих случаев пространство личной свободы приносится в жертву коллективным интересам или ценностям, выдаваемым за наивысшие. Все поступки, даже самого интимного характера, должны быть согласованы или оценены в соответствии с этими нормами. Требования моральные и социальные переплетаются между собой. Независимость становится подозрительной, потому что она является отклонением (от нормы); оригинальность не так уж далека от ущербности. Можно считать, что тоталитаризм достиг успеха, когда эта этика до такой степени въелась гражданам в плоть и кровь, что они сами защищают ее, начинают сами контролировать поведение другие граждан в соответствии с ее нормами. Другими словами, подчинение здесь является не следствием, а основным условием. Внутреннее принятие приказа - наилучший механизм регулирования, равно как и лучшая маскировка политики состоит в нравственном притворстве. Министерства добродетели взращивают веру в добродетель министерств. Благодаря этому у граждан создается впечатление о либерализме и человечности власти."
"Удобство от благодарного слияния с массой, которое мы все стремимся разделить: нет ничего более принудительного."
"Гражданин - человек, качества которого полностью определены в глазах власти.
"Великое множество опросов показывает, что в развитых странах большинство избирателей обладают весьма ограниченными знаниями в области политики, относящимися как к политическим организациям, так и к их целям или к их видным деятелям. Их варианты выбора зависят от ощущения и впечатления, от импульсивности гораздо чаще, чем от анализа. Это не является открытием. Но это со всей очевидностью показывает настоящие корни массовой политики: она далека от рассуждений философов, от оптимизма педагогов или от крючкотворства юристов - речь идет именно о социальной психологии..
Можно также вспомнить, что говорили по этому поводу Лазарсфельд, Берельсон и Годэ: выбор избирателей напрямую зависит от их близких, в процессе доверительных бесед, которые происходят между ними, дающие возможность поднять доводы на должную высоту и без ущерба отстаивать то, во что веришь, на что надеешься, что чувствуешь. Так идеи напрямую связаны с межличностными отношениями, а личное мнение, будучи разделенным с кем-то другим, еще больше от этого усиливается."