Дэвид Линч.
"- Когда мы закончили, масса народу хотели перемонтировать фильм, но Мел им запретил.
- Что что им там не понравилось?
- Все, что было похоже на сны. Они хотели все переиначить. Не могут оставлять как есть. У них потребность - беспокоиться. В фильме ведь много о чем можно беспокоиться. Обычно они думают: "Нет, публика, наверное, не пойдет на это или на то. Вырежем-ка на всякий случай эту сцену."
"- А как вы сами относитесь к тому, чтобы снимать фильм со звездами?
- Это все равно как на бочке с порохом сидеть. Вроде не должно взорваться, но если вдруг - тогда держись. Слишком рискованно."
"У меня тоже было столько мрачных дней. Просто ужасно, и мне все время снились кошмары. Знаете, какое облегчение испытываешь, когда просыпаешься от кошмарного сна? Ну а у меня было наоборот: я бы лучше вернулся обратно в тот кошмар, который был во сне. Потому что в реальности все обстояло гораздо хуже."
"Когда я беру чужой сценарий, то первым делом мне приходит в голову - а почему тот, кто его написал, не снял его сам?"
"Человеческие существа похожи на небольшие фабрики. Производят столько скромного продукта."
"Чтобы что-то делать, надо быть счастливым."
"У каждого свой голос, определенные пристрастия, почерк. Проблема в том, чтобы тебя оставили в покое, чтобы ты смог их проявить."
"Вы же не сможете смириться с вещами, которые противоречат вашему естеству. Вы или заболеете, или рехнетесь, ну или вас арестуют в конце концов!"
"Когда снимаешь фильм, то воспринимаешь то, что остается за кадром, так же явно, как и то, что в кадре."
"Поставить первый эпизод правильно - как вложить деньги в банк."
читать дальше
"У фильмов должна быть энергия. Энергия добра и энергия зла, чтобы всколыхнуть почву, чтобы дрожь пробирала. Если причесать этот конфликт, получится унылое дерьмо. И всякий раз, когда фильм обладает хотя бы толикой такой энергии, кто-нибудь может решить, что он больной и отвратительный."
"Если что-то делаешь, только чтобы отличиться, ничего не получится."
"Мощь большинства фильмов в том, что изображение большое, звук громкий, а реальность приукрашена. В кинотеатре на большом экране с правильным звуком даже самый паршивый фильм выглядит мощно."
"Говорить правду и никого не обидеть трудно. Да и кто знает, где правда? Помнишь ведь только то, что хочется помнить. До правды трудно добраться."
"Когда попадаешь в студию, это же такая фантастика, только никогда не знаешь, чем дело кончится."
"- Как вы защищаетесь, когда громят ваши фильмы?
- Главное знать, что тебе самому нравится то, что ты сделал. Это сильно защищает."
"Бывает еще, что люди просто не видят того, что ты на самом деле сделал: как будто в воздухе разлита какая-то ерунда и не дает им увидеть. Может, за этим никакой реальности и не стоит, но зрители все равно реагируют на такую ерунду, а не на твою работу. Потом проходит какое-то время, они снова посмотрят на ту же вещь и, возможно, найдут ее более стоящей. Так иногда бывает."
"У каждого из нас есть хоть один по-настоящему сюрреалистичный знакомый. Я вижу это повсюду - оглядываюсь вокруг и вижу мир, полный абсурда. Люди творят нечто странное постоянно, а мы в большинстве случаев ухитряемся этого не замечать."
"В совершенном мире мужчина и женщина будут разными, но равными."
"Я думаю, есть какая-то грань, к которой можно подходить сколь угодно близко, но пересечешь ее - и у тебя будут большие проблемы."
"В мире становится все больше шума и суеты, так что даже просто посидеть в тишине - это уже большая проблема. Если бегаешь и суетишься, то просто не можешь ни о чем думать, ничего делать. Чтобы попасть на ту территорию, где водятся новые идеи, нужно прекратить мельтешить на поверхности и погрузиться действительно глубоко."
"Мы многого не понимаем в реальной жизни, но когда это происходит в кино, люди начинают волноваться. Большинство фильмов сняты так, чтобы их мог понять кто угодно. В них не оставлено места для фантазии и чудес."
"Любая тайна манит как магнит. Неведомое всегда привлекает нас. Если вы находитесь в комнате, за дверью которой видите плохо освещенные ступени, ведущие вниз, то почувствуете искушение спуститься и посмотреть, что там. Часть всегда производит большее впечатление, чем целое. У целого может быть какая-то логика, но выхваченный из контекста фрагмент - это бесконечно сильный образ, благодаря отстраненности от логики целого. Он может превратиться в навязчивую идею.
Но все это вызывает большие проблемы. В наши дни на студиях решения чаще всего принимает не один человек, а целый комитет. И когда приходится рисковать деньгами, карьеры всех этих людей оказываются под угрозой, и они начинают бояться. Так что они хотят очень хорошо знать, во имя чего рискуют. У ваших тайн и абстракций очень мало шансов: непостижимое - это не то, на что люди хотят тратить свои деньги."
"Не важно, где начинается ваш путь, в конце вас все равно ждет беда, если вы выбираете себе не того попутчика."
"Люди не понимают, что, если в фильме речь идет о насилии, это не значит, что вы его оправдываете или пропагандируете. Нельзя же снять кино, где все персонажи заняты исключительно светскими беседами и вышиванием!"
"Я всегда говорю, что, если множество людей видят в чем-то проблему, велика вероятность того, что проблема там и правда есть."
"Если вмонтировать эпизод с компьютерными спецэффектами в фильм, как это будет выглядеть? Как пластик рядом с деревом благородной породы? Режиссер обязан внимательно отнестись к каждому кадру, и если у тебя попросту нет денег, то добейся нужного эффекта каким-то другим путем, чтобы тебе не пришлось идти на компромисс. Ведь это выполнимая задача. Я не думаю, что время для этих технологий по-настоящему наступило. В "Терминаторе" они используются умело, и это работает, но большинство людей делает это просто потому, что это нечто новое. В фильме должно быть пространство для этих технологий, они должны быть уместны."
"Если тебе вернут все твои любимые игрушки, вряд ли они будут значить для тебя то же, что и в детстве. Так что мы и правда меняемся с течением лет, но жизнь слишком коротка, чтобы мы могли измениться по-настоящему сильно."
"Чтобы все получилось, надо просто окружить себя очень хорошими людьми."
"Влюбляться просто необходимо. Улица, по которой ты идешь, слишком длинна, и тебе придется разбираться со множеством вещей, если ты не влюблен."
"Сначала идея кажется маленькой, а потом она растет, и вы видите ее во всей красе. Она очень цельная. Как семечко. Дерево на самом деле там уже есть, хотя оно пока и не совсем дерево. Просто оно хочет им стать, а пока оно семечко."
"Было бы хорошо, если бы у каждого человека на земле было место, где он чувствовал бы себя хорошо просто потому, что он там."
"- В ваших фильмах мне всегда интересно точное время действия. "Малхолланд-драйв" - бескомпромиссно современный фильм, но в то же время есть ощущение, что события происходят в прошлом - в пятидесятых годах, или даже раньше, в тридцатых-сороковых.
- Но ведь и в жизни так же. Мы каждый день вспоминаем прошлое и строим планы на будущее. Мы слушаем ретрорадио и смотрим ретротелевидение. У нас есть множество возможностей пережить прошлое, и будущее ежесекундно вторгается в нашу жизнь. Да есть какое-то настоящее, но оно наиболее иллюзорно, оно слишком быстро покидает нас."
"Намеки, улики - это прекрасно, потому что, мне кажется, все мы немножко детективы. Мы размышляем над какими-то вещами, приходим к каким-то выводам. Наше сознание всегда так работает."
"Это так мило со стороны нашего сознания - вытеснять некоторые мысли. Но за это вытеснение приходится платить. Мы не знаем, насколько велико наше сознание. Это прекрасное место, но там иногда воцаряется непроглядная тьма. Некоторые мысли просто ужасны. Понятия не имею, откуда они и зачем."
"В работе над фильмом я люблю добиваться именно того, чего бы мне самому хотелось. Это здорово. Было бы хорошо только снимать фильмы и никогда не выпускать их в прокат."
"Мир, который мы ощущаем и обдумываем, рождает идеи. Все они тут рядом, рукой подать. Надо только встретиться с ними. Тьма окружает нас, но идея помогает выплыть на поверхность и покинуть тьму. Контраст между тьмой и светом и превращается в историю, которую ты собираешься рассказать."
"Зачем режиссеру делать фильм, если в результате не получится тот фильм, который он делал? Понимаете, о чем я? Эта голливудская система буквально убивает людей. Убивает из-за денег. Это нездоровая ситуация, но я уверен, что вскоре она изменится. Цифровые технологии освободят людей, они обретут собственные голоса, смогут делать именно то, что им необходимо. Сколько законов и запретов царит в нынешнем бизнесе! Все они похожи на злую шутку."
"Не знаю, было ли когда-нибудь лучше, но могло бы быть."