Владимир Зисман. "Путеводитель по оркестру и его задворкам". Занимательная и познавательная книжка. Для тех маньяков, которые любят узнать, как все устроено... или лучше даже сказать так - узнать, как проходит где-нибудь производственный процесс "без ретуши", в праздники и в будни, со всеми его техническими деталями (конечно, желательно, чтобы более-менее понятными для чайников) и житейскими мелочами, с неизвестными широкой общественности традициями, порядками и законами - писаными и неписаными, со своими внутренними мифами, легендами и страшилками, байками и профессиональными шутками... и все такое. Неважно, идет речь о работе районной поликлиники или общеобразовательной школы, или там вообще металлургического комбината. И тут уж как повезет - в смысле, обычно нам такое дают исключительно в строгих рамках какого-нибудь художественного произведения, так что там по любому главной линией будут любовные отношения каких-нибудь Васи и Маши (Билла и Мэри), а повседневную рабочую обстановку придется улавливать по кусочкам, где больше, где меньше, по милости автора.
Так вот тут, к счастью, ограничений никаких и полная свобода от любовной линии. Автор повествует исключительно о рабочих моментах... Конкретно - о симфоническом оркестре. И в такой довольно небольшой по объему книге ухитряется рассказать о множестве интересных вещей - какие люди работают в оркестре (совсем не только музыканты и дирижер), как строится взаимодействие между ними, на каких инструментах они играют и как, как и какими пользуются нотами, как одеваются, как проходят репетиции и концерты, гастроли и разнообразная "халтура", плюс к этому краткое описание "эволюции", музыкальных инструментов, кто как их изобретал, усовершенствовал, использовал, плюс - если кому вдруг покажется скучным чисто технические/физико-математические описания - куча забавных историй из жизни и из народного творчества, краткие, но выразительные упоминания о великих дирижерах, музыкантах, композиторах...
Все написано живо и бодро, с юмором, шутками и прибаутками, да. Может, мне бы где-то - в некоторых местах - и показалось, что автор уж слишком налегает на юмор... Но явно чувствуется, что человек знает и любит свое дело. Особенно, когда он принимается описывать, как удивительно и поразительно прозвучал тот или иной инструмент там-то и там-то. Так что даже мне, человеку далекому от музыки оперной, симфонической и прочей классики, вдруг смутно захотелось послушать какого-нибудь "Туонельского лебедя" Сибелиуса, потому что там же фантастически прописана сольная партия! Я уже не помню, чья. То ли альтов, то ли гобоев... Но помню, что фантастически. (заглядывая в книжку - черт знает что... для рожка прописана! символизирует Харона... жуткое, в общем, дело - затягивает )