Дочитала "Тубурскую игру"... (вздыхает) Все-таки госпожа Мартынчик очень талантлива. И жалко, что она такая больная на всю... личность.
В тему к личности автора, которую надо или не надо знать, чтобы читать художественные произведения.
Ну, каждый, конечно, читает свою книгу, сообразуясь со своей картиной мира, жизненным опытом и т.д. Об этом уже много умных людей сказали много умных слов.
Просто получается, что если раньше цикл Ехо выглядел (для меня) определенным образом, то сейчас, с учетом данных о личности автора он выглядит под другим углом. Я не знаю, можно ли отсюда вернуться к старому состоянию... хотя я обычно так не делаю, а стараюсь выстроить новую картинку с новыми данными...
Талант Макса Фрая выражается в том, что это все написано совершенно искренне и по-настоящему. В смысле, автор честно отображает, следовательно, картинка получается правдивая. В данной системе координат.
В общем, в свете нового подхода я думаю так. Что из себя представляет мир Ехо? Это идеальный мир, выстроенный по либеральным взглядам.
читать дальшеГлавное здесь - личность и ее желания. При этом даже усилий никаких прилагать не нужно, достаточно просто "быть личностью", тогда у тебя все будет прекрасно, потому что само мироздание прислушается к тебе и будет исполнять твои желания. И это будет действительно очень яркий, красивый, увлекательный, необыкновенный мир - все это мы наблюдали на протяжении всего цикла Ехо (который, как показывают последние события, отнюдь не закончился, а опять продолжается). Смотрите, во всем цикле никто не делает никакую работу. Пусть вас не обманывают указания на занимаемые тем или иным персонажем должности и осуществляемые им занятия. Потому что далее всегда следует подробная расшифровка, что все это в первую очередь доставляет радость, удовольствие и счастье самому персонажу, и даже для всего мироздания важно, чтобы персонаж на этом месте был доволен и счастлив, а то, что он делает - уже постольку-поскольку. Дело десятое. Ну, как следует из основного постулата - если ему здесь нравится, так все равно все будет по высшему классу, потому что мироздание подстроится и т.д. Понятия долга и обязанностей отсутствуют просто как класс. Никто ничего никому не должен, кроме как самому себе - жить в свое удовольствие. Вместо этого введены понятия - интерес, любопытство, игра, развлечение. И т.д.
В мире как бы существуют вещи, требующие приложения усилий - города с развитыми системами коммуникаций, амобилеры, одежда, сельское хозяйство. Но трудовых усилий никто не прилагает абсолютно. Все очень просто - магия! Каждый житель этого благословенного места - сердца мира (Ехо) владеет магией, и достаточно просто щелкнуть пальцами, чтобы все появилось. Жизнь как сказка. Ну, на окраинах, конечно, с этим похуже, но во-первых, тоже далеко не тяготы, во-вторых, они сами виноваты, что живут на окраинах, достаточно же просто приехать в Ехо, тем более, там никого не гонят. И даже бесплатно кормят и содержат. Жизнь как сказка. По сравнению с этим наш мир выглядит, как унылое тоскливое место, помойка натуральная, и понятное дело, что любой будет мечтать попасть в Ехо. (попасть туда в принципе очень просто - надо стать личностью и т.д.)
Это в чистом виде либеральная песня песней, гимн либерализму.
Так же, как в нашей помоечной реальности наши либералы воспевают прекрасный мир Европы и США, после чего происходят длинные и нудные дискуссии на темы колониальных империй и благостного существования небольшого количества одних за счет тяжелого труда миллионов других, в которых никто никого не убеждает, потому что дело касается не логики, а картины мира.
Но в Ехо с этим тоже получается интересно. Они существуют за счет магии, да. Но магия тоже должна откуда-то появляться. Жители Ехо (то есть, компетентные лица, кому положено) решили эту проблему так - они живут за счет нашего мира! Отсасывая необходимую для своего существования энергию. В цикле про это все расписано прямым текстом. То, что раньше это не бросалось в глаза - ну так, каждый читает в меру своего разумения, а недавно происшедшие события вскрыли и т.д.
Собственно, расписано даже еще интереснее. Значит, король Гуриг, видя, что при таком положении дел - то есть, буйстве в свое удовольствие свободных творческих личностей - от мира скоро вообще ничего не останется, потому что энергию просто высосут досуха, попытался как-то прикрыть лавочку и ввести режим экономии. В виде кодекса Хрембера. Не то чтобы совсем все перекрыли - положение-то остается довольно приятным для всех, то есть, можно и дальше жить в свое удовольствие, не работая, не напрягаясь, развлекаясь и культурно обогащаясь. Просто нельзя уже чудить до беспредела, уничтожая и создавая миры по своему капризу, чем любили заниматься Великие Магистры и каждый, кто считал себя вправе по причине своей великолепной личности. Все остальное оставлено - можно не умереть с голоду и даже вполне себе вкусно поесть. Можно вполне красиво и удобно одеться, обустроиться в быту и прочее. Просто не чрезмерно. Для этих целей оставлены первые двадцать ступеней магии. Король Гуриг полагает, видимо, по своим расчетам, что этого количества расходуемой магической энергии хватит для удобной, хотя и относительно скромной жизни жителей мира, и в то же время оно может безболезненно для мира быть им (миром) затем восстановлено. При этом сделаны всяческие реверансы - всех разудалых креативщиков всячески умаслили, предложили высокие посты, игрушки и прочее. Отдельным даже дают специальное разрешение в отдельных случаях и под государственным контролем использовать более высокую ступень магии, чем для обычных граждан. Казалось бы, все вполне логично и разумно, причем абсолютно для всех сторон.
Что мы видим в цикле? Такое положение дел не устраивает. Великие креативные личности. Да можно сказать, просто бесит, уже в силу того, что - как это кто-то будет нам что-то запрещать, в чем-то нас ограничивать? Знакомо звучит, не правда ли?
И тут выступает сэр Джуффин со своим планом - новым. Он предлагает снять ограничения и вернуться к более-менее прежнему состоянию. А проблемы с недостатком энергии решить за счет получения энергии извне. Осуществление этого плана мы наблюдали в первой части цикла Ехо. Джуффин разыскал некую личность (Макса), как бы обладающего достаточным магическим потенциалом (Вершитель, так это звучало в первой части цикла), которого завлек в мир Ехо, ублажил, соблазнил, заморочил голову - и поместил, фигурально выражаясь, в котельную (Тихий город), где из Макса вырабатывается необходимая миру Ехо энергия. Мотивы Джуффина выглядят достаточно сурово, но в принципе, он как бы руководствуется соображениями, что Макс даже не человек, а непонятно что, ходячая термоядерная энергия, я не знаю... Правда, в результате манипуляций, Макс достаточно очеловечился, в связи с чем все равно неприятно.
Дальше происходит такой финт хвостом - Макс, которому надоело торчать в котельной и вырабатывать энергию, решает вопрос по-своему. Он сбегает оттуда, а получение энергии переподключает на наш мир. Поскольку ему мир Ехо нравится, а наш мир не нравится, ну и фиг с ним, все равно здесь помойка.
Прелестно, просто прелестно.