Алан Милн "Слишком поздно". Как любят писать литературоведы и критики - опыт беллетризованной автобиографии. Свою автобиографию Милн пишет... ну, как Милн. Очень легко, изящно, с улыбкой...
А вы знали, что школьным учителем Милна был Герберт Уэллс? (ладно, это было недолго, и автор высказался об этом моменте довольно критически ) А вот что первым произведением Милна, с чего и началась его писательская карьера, была пародия на Шерлока Холмса (которого как раз тогда Конан Дойл вынужден был возродить по требованию публики)? Или что Милн, работая журналистом в "Панче", внедрил в мировую культуру такую славную рубрику, которая у нас известна под наименованием "нарочно не придумаешь"? (ну, хорошо, за это на сто процентов не поручусь, автор там очень расплывчато написал, просто не придавая значения, но у меня сложилось такое впечатление... )
Но не следует думать, что из этой книжки можно почерпнуть уж слишком много интересных фактов. Это скорее образы, зарисовки, впечатления... Счастливое детство ребенка поздней викторианской эпохи. (а вы знали, что викторианцы накручивали маленьким мальчикам на ночь кудри на папильотки? меня это поразило ) Жизнь школьника элитной закрытой школы, жизнь студента одного из старейших университетов. Жизнь молодого журналиста. Все такое.
Конечно, книга не без странностей. Она довольно-таки неровная. Самая большая и самая проработанная часть относится к описанию раннего детства. Она же и самая чудесная в книге. Здесь все просто дышит любовью к родителям, к старшему брату... к далекой поре детства. По контрасту следующие части кажутся какими-то уж слишком сухими, сдержанными, смазанными. Схематическими. Пара слов там, пара слов здесь... Например, про первую мировую автор почти ничего не написал. Пару страниц о своем кратком пребывании на передовой. Пару строк об ужасе войны. Это все равно вышло чрезвычайно выразительно. Ладно, может, автор просто не хотел вспоминать этот кошмарный период. Может, он и этого бы не стал писать. Но - автобиография написана в 1939 году. Какая знаковая дата...
Но что еще более странно - он совсем ничего не пишет о своем сыне! Хотя вроде бы можно уловить, что он его все-таки любил... Чувствую здесь какую-то семейную драму.
В предисловии Милн очень мило рассуждал, что детство больше всего интересует его в автобиографиях, потому что именно детство определяет, каким человек будет, как сложится его жизнь... Меня это все равно не убедило (в плане написания биографий). Что ж, может, ему просто хотелось в момент, когда надвигалась вторая мировая война, сохранить кусочек безграничного счастья... Может, это дань памяти родных людей - отец, мать, братья, может, он чувствовал, что в свое время не ценил их, как должно...
Ясно одно - несмотря на только что прочитанную автобиографию Алан Милн так и остался для меня личностью неизвестной, загадочным незнакомцем.