Филип К. Дик "Человек в высоком замке". Я уже сбилась со счета, сколько раз пыталась вчитаться в эту книгу. И вот, наконец, вершина взята! Ура-ура!
Дело в том, что вот я начинаю читать, открываю первую главу... и к концу главы меня стабильно выбрасывает. Есть у американцев такая любимая фишка - то да потому кто-нибудь у них начинает предаваться мечтам, как в какой-нибудь альтернативной реальности враги захватили несчастные США и устроили тут царство террора, ужаса и диктатуры... Ну, после долгих, смачно рисуемых страданий, какой-нибудь простой американский гражданин, с врожденным стремлением к свободе, справедливости и высоким американским идеалам, конечно, гадов поборет и порушит всю их гадскую систему. Меня это, само собой, страшно бесит. Прямо как будто люди сами себя заклинают - какие мы хорошие, как мы хорошо сделали, что раздолбали тех и этих - превентивно! А то бы они вона что с нами сделали.
Ну и тут разыгрывается та же схема. Конечно, автор - культовая фигура фантастики, поэтому я упорно продолжала усилия...
Красивый и загадочный роман. Я не знаю, как его воспринимать. Требуется больше материала для исследования! В смысле, надо читать что-нибудь еще у автора и побольше... А пока, буквально неясно, что автор имеет в виду и почему.
Сюжет: во второй мировой выиграли нацисты, со своей осью Берлин-Рим-Токио. Так что сейчас мир фактически поделен между Германией и Японией, Италия как-то отстала от дележки (не совсем уловила, что там с ней). Негров в Африке уничтожили начисто (они оказались в германской зоне влияния), евреев почти уничтожили (те, кто уцелел, изо всех сил прячутся), славян - тоже самое. Англосаксы в загоне. Германия замахивается на освоение космоса. Япония погрузилась в дзен. Но мир держится на волоске. Внутри германской верхушки ведется яростная клановая борьба, которая обостряется в связи со смертью очередного рейхсканцлера. В зависимости от того, чья партия утвердится во власти, в мире либо пока сохранится статус кво, либо начнется новая война за передел сфер влияния - на этот раз между Германией и Японией. Разумеется, каждая сторона ведет интриги, засылает агентов под прикрытием, которые должны провернуть те или иные операции, ключевые события должны произойти на территории США - ну где же еще...
В романе действуют различные персонажи, из самых разных социальных групп и слоев -
простые американские граждане, тайные агенты, высокопоставленные чиновники японских и германских спецслужб... Автор действительно мастерски выписывает этот мир - он кажется абсолютно реальным. Столько мельчайших деталей повседневной жизни, различие в менталитетах западной и восточной цивилизации, развитие в будущее истории третьего рейха... Но картинка все равно до конца не складывается, что-то в романе остается еще запрятанным.
читать дальшеС одной стороны, автор берется за дело очень круто - это же просто плевок в лицо всей западной цивилизации с ее провозглашенными идеалами свободы и демократии. Вот тут показано, что победили нацисты и построили свой мир. И выясняется, что в этом нацистском мире западная цивилизация (включая американскую) довольно прекрасно таки живет. Ну, за исключением только чувства уязвленной гордости за потерю независимости и перевод в статус третьего мира. А так - все вполне лояльны и почтительны к японцам или к немцам (в зависимости от зоны оккупации), и даже испытывают искреннее чувство восхищения! Рады исполнять порученные обязанности в качестве винтиков развитой промышленности, также рады выслеживать скрывающихся евреев и сдавать их в газовые камеры. Про уничтоженных негров и почти уничтоженных славян нет смысла даже переживать. Просто мир таков, и все тут. Даже происходящие в романе события, которые, как показано, должны сместить установившееся равновесие и вызвать лавину - они происходят не по мотивам гуманизма и справедливости, а как раз из-за той самой уязвленной гордости...
Однако, автор явно симпатизирует японской стороне - уж очень они тут получились яркие, убедительные, со своими твердыми принципами и идеологией.
В то же время, в финале какие-то неожиданные и кардинальные действия предпринимает простая американская гражданка Джулиана - лично для меня самый никчемный и тупоголовый персонаж, эгоистичная женщина, которую интересуют только личные удовольствия. С какой стати она вдруг чем-то прониклась и стала кого-то спасать - загадка. Не поняла ничего. Все остальные выписаны так подробно, и все их действия так понятны и соответствуют их характерам, а эта дама... Недостоверно, неубедительно, нелогично! То есть, нелогично в рамках такого сложного и интересного романа. Зато очень укладывается в излюбленный американский стереотип.
Другой момент - с реальностями. Понятное дело, что во всем романе описана альтернативная реальность, с нацистами, выигравшими войну. Тут же еще выстраивается другая альтернативная реальность - книга таинственного автора, в которой он описывает, как бы развивалась история мира, если бы нацисты проиграли войну... Можно предположить, что в этой книге автор просто опишет уже наш мир - но для Дика это, видимо, слишком просто. Потому что эта вторая реальность - тоже для нашего мира альтернативная! Здесь начисто отсутствует СССР. Вторая мировая ведется только между англосаксами и Германией-Японией-Италией. Поворотный момент - убийство Рузвельта. Убили Рузвельта - англосаксы не выступили вовремя там и сям, не разрешили внутренние противоречия и вот... А если бы не убили, то разрешили бы и выступили - выиграли бы битву у Сталинграда бравые английские армии... Феерия.
Можно, конечно, просто предположить, что автор следует излюбленной западной русофобии и практике переписывания истории второй мировой, с выдвижением на первый план действий Англии и США.
Но вот что-то мешает пойти по такому простому пути... Потому что здесь, в романе есть такой загадочный момент, который я тоже не знаю, как расценивать. С учетом, что все в романе говорят только о славянах, которые как будто пребывают на уровне первобытнообщинного строя.. И только один персонаж - торговец поддельным антиквариатом, недалекий тип, заинтересованный только в налаживании деловых связей и развитии бизнеса - в ходе случайного разговора, вдруг упоминает государство СССР и коммунистическую идеологию... В результате возникает пауза, и дальше разговор просто продолжается уже о другом. И что это было? Прорыв уже нашей реальности?
И эта мысль, к которой в финале приходит японец Тагоми - что мы должны воспринимать все окружающее в совокупности, и реальность, и иллюзию - не является ли это главной идеей книги?