Патрик Смит "Говорит командир корабля". Научно-популярная книжка про самолеты и полеты - как говорится,
для чайника. Медитативно...
Рассказывается об истории отрасли (главным образом в США, конечно), о конструкции, устройстве, обязанностях личного состава, погодных условиях и их влиянии на, аэропортах и маршрутах. Всего понемножку, но зато максимально доступно и убедительно. Текст выстроен по типу "вопрос-ответ". Сказано, что автор ведет соответствующий блог, видимо, материалы в основном взяты оттуда... В общем, чувствуется навык работы с широкой аудиторией! К тому же автор отличается чувством юмора и здравомыслием - это прямо-таки успокаивает и несет бесконечный позитив... чтоб не сказать - эйфорию... Все-таки все эти разговоры об облаках, потоках воздуха, ветрах и высотах и всяких там подъемной тяге и скорости здорово воздействуют на мозг. Хочется немедленно побежать и учиться на летчика.
Автор еще добавил немного из своей личной биографии и до кучи - чтобы уж совсем вдохновить общественность, если кто еще не проникся авиацией - кратким перечнем разных ужасных катастроф...
"Легче увидеть, как с борта самолета выкидывают мешки со стодолларовыми купюрами, чем то, как сливают топливо без необходимости."
"Содержимое туалетов во время полета невозможно сбросить наружу. То есть, я имею в виду сознательно."
"Уход на пенсию" - термин неоднозначный, когда речь идет о самолетах. Самолеты продают, меняют или консервируют не потому, что они состарились и разваливаются на части, а потому, что использовать их стало невыгодно."
"Выбор любимого аэропорта в чем-то сродни выбору любимой больницы: если вынести за скобки уровень благоустройства, никто там оказаться не хочет, и чем проще и быстрее можно оттуда убраться, тем лучше."
"Мало что в жизни так раздражает, как процесс платежа в интернете по кредитной карте."
"По правде говоря, игровые площадки в аэропорту лишь побуждают малышей кричать больше обычного, но по крайней мере они это делают в ограниченном пространстве, которое всем остальным проще обходить стороной."
"Почему архитекторы обычно пытаются скрыть тот факт, что аэропорт - это аэропорт? Если перед аэропортом и стоит эстетическая задача, то она заключается в том, чтобы передать ощущение места: вы здесь и именно здесь."
читать дальше
"По сути, взлет более важный этап полета, чем приземление. Самолет отправляется в полет. Это переход в более неопределенное состояние, чем при посадке."
"Все гражданские аэропорты безопасны. В противном случае ни одна авиакомпания не станет совершать в них рейсы."
"Взлеты и посадки - это гораздо более точная наука, чем принято считать. Много говорят о том, что пилоты должны уметь оценивать обстановку и обладать хорошими навыками. Может, и так, однако при выборе момента для посадки или взлета почти нет места субъективной оценке."
"Мешкать на маленькой высоте нельзя. Самое безопасное направление - вверх, чем быстрее, тем лучше."
"Если количество пассажиров в аэропорту сокращается, то, как правило, рейсы сразу же удаляются. Взамен уменьшается вместимость самолетов. Конкуренция между авиакомпаниями редко сводится к действиям на уничтожение. Рынок расщепляется и продолжает расти."
"Не снимайте фуражки, - предупреждал нас Харви. - Некоторые из вас выглядят так молодо, что пассажиры до смерти перепугаются!"
"Я ненавижу тренажеры, а они - меня. Идеальная модель отношений."
"Скромная зарплата, как мы знаем, такая вещь, из-за которой люди готовы пропустить даже встречу школьных выпускников."
"Среди трудностей жизни резервного пилота - сборы в дорогу. Что положить в чемодан, если вы не знаете, куда вам лететь в следующий раз - в тропики или на полюс, в жару или морозы? (Берите все.)"
"Для получения свидетельства пилота будущему летчику приходится затратить шестизначную сумму."
"Все авиакомпании хвастаются, что их сотрудники чем-то неуловимо превосходят работников других компаний."
"Самостоятельно летящий лайнер" звучит так же нелепо, как "современная операционная, самостоятельно оперирующая пациента".
"В региональных авиакомпаниях все гораздо проще и непринужденнее, потому что там работают люди помоложе."
"Мне кажется, что в процедуре подготовки самолета к рейсу есть (или должно быть) что-то от дзен-буддизма."
"Трансокеанские перелеты порождают ни с чем не сравнимое чувство одиночества. Здесь ты сам по себе, радары или привычный авиадиспетчерский контроль не действуют."
"Все мы в той или иной степени боимся летать. И это нормально. Особенно если вы летчик. Наша работа, по сути, сводится к управлению нештатными ситуациями."
"Есть что-то успокаивающее в месте у окна - это связано с желанием ориентироваться в пространстве."
"Предполагается, что каждый человек, ступающий на борт самолета (независимо от возраста, физической формы, гражданства и того, пассажир он или пилот), - это потенциальный террорист. То есть, мы ищем оружие, а не людей, которые могут его использовать."
"Сканеры продвигались как ключевой компонент системы безопасности аэропорта, хотя они есть не везде. У одного КПП они в наличии, а у соседнего - отсутствуют. В одних терминалах есть сканеры, в других - нет. Неужели мы считаем террористов настолько тупыми? Для чего введены досмотровые сканеры: в интересах безопасности пассажиров или по просьбе корпораций, которые получают миллиарды за их проектирование и установку?"
"Много ли американцев помнит историю рейса 847? Поразительно, как коротка наша память. Отчасти благодаря этому нами так легко манипулировать."
"По правилам, любая авиакомпания может называть себя безопасной. Но не безопаснее других."
"Ничто, даже спасение жизней сотен людей, не может поколебать систему продвижения по служебной лестнице."
"Я ни разу не слышал, чтобы в США на летчиков подавали в суд, как это бывает с докторами в случае врачебной ошибки (адвокаты понимают, что толстые кошельки следует искать у авиакомпаний и производителей, а не у пилотов)."
"Я полагаю, что из этого факта следует два вывода: либо подобное больше не повторится, либо это случится в ближайшем будущем (все зависит от того, как вы привыкли интерпретировать статистические данные)."
"Если разобраться, то лучший способ предотвращать столкновения - сделать так, чтобы летчики и диспетчеры помнили об их возможности."
"Из всех ритуалов современной жизни мало что так связано с тоскливым ожиданием, как авиапутешествия. Мы говорим, что "летаем". Это неточное выражение. В основном, мы сидим или стоим в очередях."
"...Фетишизация безопасности, характерная особенно для США. Мы верим, что можем защитить себя от любой возможной атаки, и поэтому готовы опутать виртуальной колючей проволокой облака. Мне кажется, есть нечто поэтичное в тщетности желания обезопасить сам воздух над нашими головами."
"Сейчас интернет стал мощным инкубатором для мифов и дезинформации - ложные истины распространяются в нем одним нажатием кнопки "отправить".
"Гораздо больше людей, которые жаждут заставить нас поверить во что-то, чем тех, кто хочет нас в чем-то разубедить."
"Большинство авиакатастроф происходит не из-за отдельной ошибки или одной неисправности. Это, как правило, результат цепи ошибок и отказов, усиленных невезением."
"Говорят, логотип нужно проверять, задавая вопрос, может ли маленький ребенок запомнить его и нарисовать похоже."
"Авиапутешествие - уникальный опыт: люди доверяют свою жизнь анонимным представителям аэропортов и авиакомпаний."