Макс Фрай "Ветры, ангелы и люди". Очередной сборник фраевских рассказов - в принципе, можно больше ничего и не говорить, и так понятно.
Тем не менее, рассказы хорошие... в смысле, хорошо сделанные... то есть, написанные... в смысле, крепкий уровень, выше средней температуры по больнице и все такое... (это я себя уговариваю - как воспринимать рассказы, если их автор активно не нравится? По идее, нечестно к ним придираться, ведь ничего в этих рассказах не изменилось, все осталось то же самое...)
Вся суть фраевских рассказов только все крепнет и бронзовеет. Очаровательные, тонко чувствующие и воспринимающие люди встречают других очаровательных, тонко чувствующих и воспринимающих людей, которые в той или иной степени от чего-нибудь печалятся и страдают, но от этой встречи им будет хорошо. И все они говорят что-нибудь изящное и прелестное. Типа - "жители Цюриха в детстве глотают золотые часы и живут потом, размеренно тикая, поэтому никогда не опаздывают." (это я наугад открыла и ткнула пальцем) Это такой специальный язык или код бытия, по которому они узнают друг друга. Иногда они еще делают что-нибудь изящное и прелестное. Например, пишут на домах и тротуарах указатели, как попасть в волшебную страну. Ну, прелесть же, какие тут могут быть претензии?
Как и большинству читателей (согласно отзывам) мне самым интересным показался первый рассказ - "Из лоскутков, из тряпочек". Мужчина, страдающий какой-то смертельной болезнью, едет в Хельсинки (сам не знает, почему), там встречает женщину, которая объясняет ему, как встретиться со своей смертью и договориться по-хорошему. Что он и делает, и сейчас все у него хорошо. Очень мило.
Но, на мой взгляд, также очень интересным и показательным является рассказ в середине - "Озеро впадает в море". Он длинный и
нудный вязкий, тягучий. Читала долго-долго, потому что там после двух строчек уже начинаешь тонуть и барахтаться. (субъективное ощущение, конечно ). Выразить, что там вообще происходит, я даже не буду пытаться... (до такой степени он мне надоел ) Но, в двух словах, один тонко чувствующий... ах, да, я это уже говорила! один мужчина внезапно поехал на экскурсию в другую страну, сам не знает почему, там встречает очаровательного мужчину, они долго бродят и разговаривают, выдавая сплошь все прелестное и изящное. В итоге этот мужчина (в смысле, первый) по наущению другого, бросает все дела и отправляется... куда-то там... по волнам своих снов и фантазий. Прелестно и изящно.
Ну, я просто подумала, то есть, вдруг вспомнилось, как во времена советской романтики, наши тонко чувствующие творческие личности громили мещанский образ жизни, и обязательно противопоставляли, что вот тут мещане-обыватели, у которых жизнь заключается в том, чтобы раздобыть побольше дефицитной жратвы и дорогих вещей, и больше их ничего не интересует, а вот с другой стороны - тонко чувствующие и не погрязшие в быте люди, которые думают красиво, чувствуют красиво и делают красиво... понятно, куда надо стремиться и делать жизнь с кого. А сейчас - согласно фраевской матрице - ситуация развилась как-то вообще странно! Вот тут получается мужчина, у которого интересная и любимая им работа (нужная людям), у него семья с замечательной женой и двумя замечательными сыновьями. И тем не менее это не идет ни в какое сравнение, потому что в фраевском мире большее значение имеют люди, которые заняты исключительно тем, что говорят что-нибудь прелестное, а потом уходят в волшебную страну. И вот этот несчастный мужчина бросает свою работу, свою ни в чем не повинную семью из жены и детей (да ничего, они уже большие), чтобы спать на берегу в дырявой лодке и тоже говорить что-нибудь прелестное! Типа "озеро впадает в море".
Тут мне даже подумалось, что это такой себе вампир выискивает вот таких дурачков... и не высасывает у них кровь, зачем - а просто делает им в мозги инъекцию прелестного и изящного, после чего они отдают ему свою нормальную жизнь и остаются на берегу в дырявой лодке. Впрочем, автор же и не скрывает, что ее лирический герой - это вампир. Накх, насколько я помню.
читать дальше
"Не у всех людей смерть так себя ведет, но твоя - именно так. Такой уж у нее характер. Похож на твой. Характер всегда похож, поэтому свою смерть с чужой никогда не перепутаешь."
"Не было до сих пор такого, чтобы человек свою смерть не узнал."
"Удивительная штука память, этакий шкаф на курьих ножках, который поворачивается задом то к лесу, то к тебе самому исключительно по собственной воле. И какой частью усвоенной информации можно воспользоваться прямо сейчас, решаешь совсем не ты."
"Я так устала, что уже практически не местная."
"Любой нормальный человек - переменная, а не константа. А то бы застрелиться можно было."
"Она - поэт, причем настолько странный и сложный, что даже не могу сказать, хороший ли. Но какая разница, все поэты зачем-то нужны, иначе их не было бы."
"Вечно угрюмый шеф, человек-футляр для хранения самого злого в мире языка."
"Мы же не просто всемогущие. Мы еще и умные! Поэтому из всего доступного нам многообразия возможностей выбрали самую простую и приятную: отлично жить."
"У него же внутренняя скорость бешеная, даже про "вчера" говорит "давным-давно".
"С сердцем все в порядке, оно уже там, где ему положено быть. Сидит и ждет весь остальной организм."
"Когда хочешь разобраться в человеке, любимые книги гораздо важнее возраста, одежды и даже биографии."
"Смерть отменилась, а жизнь все равно рухнула, бывает, оказывается, и так."
"Если уж в космонавты нельзя, пойду в астрономы. Чтобы вообще ничего не видеть, кроме звезд!"
"Города обычно вообще не в курсе, какие страсти пылают вокруг их мутных изображений на любительских фотоснимках, какие приносятся жертвы ради покупки билетов, какие строятся планы, громоздятся одна на другую иллюзии, и сколько проливается слез - вместо, во время и после поездки. Их позиция такова: приедете, познакомимся и, может быть, даже поговорим, там видно будет. А пока не приехали, нам до вас дела нет."
"На границе между жизнью и смертью, где построили этот город, можно выстоять только купаясь в любви."
"А свободного времени у нее есть в избытке - гораздо больше свободного времени, чем необходимо для счастья, вот в чем беда!"
"Твою кровь наверняка можно продавать в злачных местах как легкий наркотик, столько в ней сейчас содержится разных удивительных веществ, старательно выработанных организмом просто для того, чтобы пережить этот день."
"Моя память - та еще лотерея, что вытащит, с тем и живи, а правда это или нет - дело десятое. Но всегда можно попробовать угадать."
"Без черной магии в наше время не расслабиться толком."
"Исполнения давней мечты, честно говоря, опасаюсь, просто не помню, чего успел намечтать в течение жизни, но зная себя, подозреваю ужасные вещи."
"Одни люди, испугавшись чего-то, инстинктивно делают шаг назад, а другие - вперед. Оба способа по-своему хороши, главное - понять, который из них твой, чтобы не тратить зря время, обучаясь чужим, ненужным приемам."
"Интересно. В детстве это единственный неотразимый аргумент."