Макс Фрай "Ветры, ангелы и люди". Очередной сборник фраевских рассказов - в принципе, можно больше ничего и не говорить, и так понятно.
Тем не менее, рассказы хорошие... в смысле, хорошо сделанные... то есть, написанные... в смысле, крепкий уровень, выше средней температуры по больнице и все такое... (это я себя уговариваю - как воспринимать рассказы, если их автор активно не нравится? По идее, нечестно к ним придираться, ведь ничего в этих рассказах не изменилось, все осталось то же самое...)
Вся суть фраевских рассказов только все крепнет и бронзовеет. Очаровательные, тонко чувствующие и воспринимающие люди встречают других очаровательных, тонко чувствующих и воспринимающих людей, которые в той или иной степени от чего-нибудь печалятся и страдают, но от этой встречи им будет хорошо. И все они говорят что-нибудь изящное и прелестное. Типа - "жители Цюриха в детстве глотают золотые часы и живут потом, размеренно тикая, поэтому никогда не опаздывают." (это я наугад открыла и ткнула пальцем) Это такой специальный язык или код бытия, по которому они узнают друг друга. Иногда они еще делают что-нибудь изящное и прелестное. Например, пишут на домах и тротуарах указатели, как попасть в волшебную страну. Ну, прелесть же, какие тут могут быть претензии?
Как и большинству читателей (согласно отзывам) мне самым интересным показался первый рассказ - "Из лоскутков, из тряпочек". Мужчина, страдающий какой-то смертельной болезнью, едет в Хельсинки (сам не знает, почему), там встречает женщину, которая объясняет ему, как встретиться со своей смертью и договориться по-хорошему. Что он и делает, и сейчас все у него хорошо. Очень мило.
Но, на мой взгляд, также очень интересным и показательным является рассказ в середине - "Озеро впадает в море". Он длинный и нудный вязкий, тягучий. Читала долго-долго, потому что там после двух строчек уже начинаешь тонуть и барахтаться. (субъективное ощущение, конечно ). Выразить, что там вообще происходит, я даже не буду пытаться... (до такой степени он мне надоел ) Но, в двух словах, один тонко чувствующий... ах, да, я это уже говорила! один мужчина внезапно поехал на экскурсию в другую страну, сам не знает почему, там встречает очаровательного мужчину, они долго бродят и разговаривают, выдавая сплошь все прелестное и изящное. В итоге этот мужчина (в смысле, первый) по наущению другого, бросает все дела и отправляется... куда-то там... по волнам своих снов и фантазий. Прелестно и изящно.
Ну, я просто подумала, то есть, вдруг вспомнилось, как во времена советской романтики, наши тонко чувствующие творческие личности громили мещанский образ жизни, и обязательно противопоставляли, что вот тут мещане-обыватели, у которых жизнь заключается в том, чтобы раздобыть побольше дефицитной жратвы и дорогих вещей, и больше их ничего не интересует, а вот с другой стороны - тонко чувствующие и не погрязшие в быте люди, которые думают красиво, чувствуют красиво и делают красиво... понятно, куда надо стремиться и делать жизнь с кого. А сейчас - согласно фраевской матрице - ситуация развилась как-то вообще странно! Вот тут получается мужчина, у которого интересная и любимая им работа (нужная людям), у него семья с замечательной женой и двумя замечательными сыновьями. И тем не менее это не идет ни в какое сравнение, потому что в фраевском мире большее значение имеют люди, которые заняты исключительно тем, что говорят что-нибудь прелестное, а потом уходят в волшебную страну. И вот этот несчастный мужчина бросает свою работу, свою ни в чем не повинную семью из жены и детей (да ничего, они уже большие), чтобы спать на берегу в дырявой лодке и тоже говорить что-нибудь прелестное! Типа "озеро впадает в море".
Тут мне даже подумалось, что это такой себе вампир выискивает вот таких дурачков... и не высасывает у них кровь, зачем - а просто делает им в мозги инъекцию прелестного и изящного, после чего они отдают ему свою нормальную жизнь и остаются на берегу в дырявой лодке. Впрочем, автор же и не скрывает, что ее лирический герой - это вампир. Накх, насколько я помню.
читать дальше