(лазая в ЖЖ) неожиданное рассмотрение советского кино... про Анискина. Автор задается вопросом, не является ли образ Анискина аналогом из области церковно-религиозного - духовного пастыря?

В колхозной деревне 1969 года нет церкви. Но есть пастырь, и это участковый милиционер Анискин, в настоящий момент занятый расследованием кражи аккордеона из местного клуба. Криминализация паствы минимальна: ни убийств, ни ограблений, ни бандформирований, ни даже азартных игр и наркомании, только пьянство, систематический разврат по взаимному согласию и хулиганство с мелкими телесными. Такая паства действительно должна быть в ведении институтов социальной психотерапии, а не в ведении органов правопорядка. Госвласть словно бы одела на священника фуражку и погоны, да запретила пользоваться некошерной лексикой, а так - проповедуй, исповедуй, детишек крести, прочищай скрепы от ржавчины, твори общественную гармонию из суммы личных хаосов, всё равно здесь нет других занятий.

Шестидесятитрёхлетнего Анискина те односельчане, кто хотя бы на десять лет младше, называют "дядя Анискин". Ну точно, "батюшка", "святой отец", а теперь и "дядя", - чисто семейная терминология старинных ритуалов душеспасательного культа. Анискин берёт на себя всё то, что мог бы взять на себя священник любой конфессии в любой стране мира: стимулирует лузера к свершениям, обращает местную камелию к праведности, обличает в юной красотке акулку общества потребления, умиротворяет шизанутую кляузницу, сжигает сердца хулиганов глаголом.


adzhaya.livejournal.com/689419.html?style=mine&...