Трумэн Капоте "Завтрак у Тиффани". Решила немножко заглянуть в книжку - зачиталась. Ну, я ее, конечно, читала... но это же было двадцать пять лет назад! черт возьми. Тогда эта книга произвела громадное впечатление... не то чтобы сюжетом, но каким-то духом, атмосферой... чего-то необыкновенного... Сейчас я половину книги старательно шипела и точила когти. Ну, а потом забыла про это все - да вот, такая тут Холли, что с ней поделаешь...
Не помню, что я там мыслила по поводу этой истории в прошлый раз. Сейчас было просто интересно, и восхищала красивая картинка, и мастерство автора... Все-таки, это произведение ближе к рассказам Капоте, я думаю. И самая знаменитая его героиня, Холли Голайтли, стоит в том же ряду, что и остальные яркие и необыкновенные женщины из рассказов. Причем очень близко к чудовищной Мириам, чем к прочим - вокруг Холли царит та же атмосфера потустороннего, нечеловеческого... При том, что все написано вполне реалистически. Но умеет же автор создать этот настрой легкими, практически незаметными штрихами! Да, Холли не такая жуткая, как Мириам, но она явно той же породы. Это сумасшедшее обожание, которая она вызывает почти у всех встречных... то есть, у нее есть враги или просто неприятели, но мне кажется, что если бы Холли захотела, то ее бы обожали абсолютно все. Ей просто этого не надо. "Я предпочитаю мужчин старше сорока". Как великодушно!
Я так и не собралась посмотреть знаменитый фильм. Я тут даже себе обещать ничего не буду. Скажу ересь - я не представляю Одри Хэпберн в качестве Холли, ни тогда, ни сейчас. Это не ее роль. Она слишком... чистенькая, слишком гладкая и гламурная. Тогда как Капоте постоянно описывает хаос, беспорядок в одежде, в прическе, в самой жизни Холли. Холли практически прямым текстом говорит о себе: "Я - дикая тварь". Одри Хэпберн недостаточно дикая. То есть, в смысле, она вообще не дикая, она даже противоположная этому состоянию... С ней эта история превращается в историю об обыкновенной проститутке... ну, хорошо, скажите - гетера, гейша, если хотите... А эта книга о дикой твари, нелюди, случайно забредшей в мир людей, заблудившейся в нем, пытающейся найти выход...
Вот если бы это была Кэтрин Хэпберн - тогда совсем другое дело. Потому что КХ гораздо больше походит на Холли, чем ОХ! Кэтрин Хэпберн - она же была совершенна фантастическая, я никого больше не видела, чтобы кто-то так двигался! Люди не могут так двигаться, она же будто двигалась по воздуху...
Как интересно оформлено - и появление Холли и ее исчезновение идет двойное! И каждый раз - из тьмы во тьму, из глуши в глушь. Появляется Холли в жизни рассказчика ночью, когда внезапно стучит к нему в окно. Но в виде рассказов и воспоминаний автор нам еще показывает, как Холли вообще появляется в этой реальности - Док натыкается на нее (с братом) во дворе своего дома, куда они ночью проникли с целью грабежа и мародерства. То есть, вот люди вышли и просто наткнулись у себя в хозяйстве на двух диких зверенышей... Так же Холли и уходит - из жизни рассказчика среди ночи и урагана, когда себя хорошо чувствуют "только акулы, а не самолеты". Но она все равно уходит. А в рассказах поясняется, как Холли уходит из этой реальности - она просто "снова ушла в джунгли".
читать дальшеКстати, если уж на то пошло, то можно представить, что и финальные события в книге не так однозначны. Вот нам показывают, что Холли, перенеся нервный срыв после смерти брата, вроде как намерена остепениться - она сходится с этим бразильцем, толкует об изучении языка, о том, как они поселятся в Бразилии, заведут кучу детей... потом оказывается, что Холли уже и беременна... Она сидит дома, учится готовить, прямо образцовая домохозяйка. И тут - раз, бац - все понеслось кувырком, Холли арестовывает полиция за участие в наркоторговле, Холли теряет ребенка... бразилец немедленно исчезает... Это очень пронзительная сцена - как Холли в тюремной больнице читает прощальное письмо с извинениями, предварительно сделав себе макияж, "потому что такие письма нужно читать именно в таком виде". Но потом сама же Холли мимоходом упоминает, что ребенка она потеряла не из-за стычки с полицией, а из-за скачки в парке... Но она же отправилась туда сама! Прекрасно зная, что беременна. И потащила с собой рассказчика... прекрасно зная, что он не умеет ездить верхом - так что различные эксцессы можно ожидать с большой долей вероятности. Вот прямо возникает подозрение, не сделала ли она это все целенаправленно, чтобы все оборвать - бразильца, добропорядочную жизнь домохозяйки с кучей детей? И даже - почему нет - для полной верности добавив и наркоторговлю! Ну, в самом деле - эта мафиозная цепочка действует длительное время, абсолютно нигде не засвечиваясь... и тут вдруг все раскрывается - именно в этот час, в этот момент, когда у Холли должна наладиться жизнь, по представлениям человеческого общества. Ну, не сама ли она сдала властям всю контору? Ведь у остальных участников уж точно нет никаких причин, их все устраивает! И как Холли, находясь в тюрьме (!) с полной уверенностью строит планы на будущее, разговаривает и ведет себя так, как будто ей нечего опасаться, она же ни минуты не сомневается, что ее выпустят! Вот очень похоже на сделку со следствием, защиту свидетеля, как это там у них называется...
И, пускаясь во всякие фантазии, не могу не указать - как меня в этот раз поразило, до чего странно и мистически вся эта история переплетается с "Грозовым перевалом"... Тут он даже прямо упомянут в тексте - Холли называет его, как роман, действительно имеющий смысл... значение... Но и без прямого упоминания - Холли довольно сильно походит на Кэтрин Эрншо... (которая первая и центральная! ) И эта ее сумасшедшая любовь к брату Фреду, которого она единственного из всех людей считает для себя родным. Холли думает только о Фреде, Кэтрин сходила с ума от Хитклифа... Кэтрин с Хитклифом вместе носились по пустошам и бесновались. Холли с Фредом вместе проникают на ферму Дока. Кэтрин однажды случайно попала в "цивилизованный мир" - богатое и благоустроенное поместье Линтонов, где живут нормальные люди, и ее просто очаровал этот мир, тепло, уют, дружелюбное внимание и забота окружающих. Холли твердит о "Тиффани", где так все правильно и красиво, и где с ней "не может случиться ничего плохого". Кэтрин сделала попытку цивилизоваться, выйдя замуж за Линтона и попытавшись вести добропорядочную жизнь - но она не смогла и умерла. Холли делает попытку цивилизоваться, выйдя замуж за бразильца - но это все обрывается, и очень подозревается, что не без участия самой Холли. В "Грозовом перевале" Кэтрин (в виде призрака) первый раз является рассказчику ночью и стучит в окно, требуя ее впустить. Здесь Холли тоже приходит к рассказчику ночью и стучит в окно (но он ее впускает). Даже историю здесь рассказывает безымянный, почти случайно соприкоснувшийся с ней рассказчик, так же, как и в "Грозовом перевале". Только там это была история с упором на Хитклифа, а здесь - на Кэтрин... то есть, на Холли!
В этом свете особые нюансы приобретает разговор Холли и рассказчика про "Грозовой перевал". Когда Холли про него упоминает, цитируя при этом слова... Хитклифа? Линтона? обращенные к Кэтрин, рассказчик сначала думает, что она прочитала книгу. Но потом оказывается, что Холли не читала. А, это был просто фильм! возмущается рассказчик. И Холли невнятно соглашается... Да, может, она не в кино это видела, а пережила в своей прошлой жизни, может, Кэтрин из "Грозового перевала" каким-то образом занесло в эту реальность, где она стала Холли...