Сенека "Письма к Луцилию"
"Но кто же говорит тщательно, кроме тхе, кто хочет говорить напыщенно?"
"Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим."
"Блажен не тот, кто знает, а кто делает."
"Разве не величайшая глупость не учиться потому, что прежде долго не учился?"
"Знание никому не достается случайно."
"Деньги придут сами собой; почести тебе предложат; милостями тебя осыплют, в сан возведут. Но добродетель с неба не свалится; ее не познать ценою малых страданий и ничтожного труда."
"Про линейку спрашивают не о том, красива ли она, а о том, пряма ли."
"Никто из тех, кого возвысили богатство и почести, не бывает велик. А почему он кажется великим? Ты меришь его вместе с подставкой. Это заблужденье - наш общий недуг; потому-то мы и обманываемся, что ценим человека не таким, как он есть, а с добавлением всего, чем он украшен."
"Разве ты не знаешь, что и умереть - это одна из налагаемых жизнью обязанностей?"
"Жизнь, как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна."
читать дальше
"Какая радость опять переживать минувшую муку и быть несчастным от прежних несчастий?"
"Быть лучшим среди худших еще не значит быть хорошим."
"Жизнь скоро оцепенеет в праздном покое, если надо будет отступаться от всего, что нам не по нраву."
"Наша бесчестность обдает других только брызгами и пеной, а самое худшее и, так сказать, самое плотное остается при нас и нас же давит."
"Я ничего не прошу, не требую взамен: пусть только будет безопасно помогать людям. Нет ненависти пагубнее той, что рождена стыдом за неотплаченное благодеяние."
"У фортуны руки не так длинны, как мы думаем: ей не схватить никого, кроме тех, кто льнет к ней."
"Так и надо жить, словно мы на виду; и думать надо так, словно кто-то может заглянуть в глубь нашего сердца."
"Оттого мы и становимся такими скверными, что никто не оглядывается на свою жизнь."
"Ведь я не перестал читать, а это, по-моему, необходимо, во-первых, чтобы не довольствоваться сами собой, во-вторых, чтобы, зная исследованное другими, судить о найденном и думать о том, что еще надо найти."
"Видишь, как несчастен человек, если и тот, кому завидуют, завидует тоже."
"Не слишком сильная болезнь - это еще не здоровье."
"Нет, лучше тому, кем одна страсть владеет целиком, чем такому, кто одержим всеми понемногу."
"Управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами - их легче искоренить, чем обуздать."
"Кто настолько безумен, чтобы поверить, будто в нашей власти исход тех вещей, чье начало нам неподвластно?"
"Цель мудреца не в том, чтобы непременно добиваться в жизни всего, за что бы он ни взялся, а в том, чтобы все делать правильно."
"В затишье, как говорится, всякий годится в кормчие."
"Кто стыдится убогой повозки, тот будет кичиться роскошью."
"По-твоему, есть разница, получил взаймы от человека или от фортуны?"
"Богатства делают душу кичливой, порождают спесь, навлекают зависть, до того исступляют ум, что молва о наших деньгах, пусть и опасная, приятна нам."
"Благо дает величие духа, а богатство лишь наглость. Ведь наглость не что иное, как ложный призрак величия."
"Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути? Что толку править конем и удерживать его бег уздою, покуда тебя самого несут необузданные страсти?"
"Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла."
"Лучшая мера для всего желанного - взять не сколько хочется, а сколько необходимо."
"Стремиться знать больше, чем требуется, - это тоже род невоздержности. Заучив лишнее, люди из-за этого не способны выучить необходимое."
"Схватить слишком мелкое не легче, чем слишком крупное."
"Лечение начинает приносить пользу тогда, когда потерявшее чувствительность тело отвечает на прикосновение болью."
"Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше."
"Трудно поверить, до чего легко приятность речи уводит прочь от истины даже великих людей."
"Почему же не назвать богатым поколение смертных, среди которого нельзя было найти бедняка?"
"Это большая разница, не хочет человек грешить или не умеет."