Карина Демина "Невеста". Мрачная и красивая фэнтези, она же любовный роман. Хотя я обычно не любитель мрачного, но как-то прочиталось с большим удовольствием.
Сюжет: веками длится вражда Лозы и Металла. И вот только что закончилась очередная кровавая война - последняя? об этом все по некоему молчаливому уговору предпочитают даже не задумываться... Во всяком случае, побежденные - подданные Лозы, альвы, во главе со своей королевой Маб, вынуждены покинуть свои исконные земли и куда-то
отплыть, а Железные Псы, предводительствуемые Стальным Королем, готовятся присоединить к своей империи новые владения. Как только руки дойдут. Потому что и для победителей война оказалась тяжким бременем. А пока что на этих практически ничейных землях, существующих без какого-либо закона и порядка, встречаются двое. Оден - бывший Пес, принадлежащий к одному из высших кланов, был захвачен в плен в самом начале войны, теперь же полумертвый, слепой и полубезумный издевательски освобожден королевой Маб и оставлен в самой сердцевине ничейных земель, опустошенных войной, где никто не питает любви к захватчикам... Эйо - полукровка, мать из Псов, правда, из низших кланов, отец из альвов - из тех, кто в первую очередь попал в жернова войны. Всем чужие и ненужные, ни одна из сторон не признает их за своих... Эйо выжила, одна из семьи, одна из общины. Сейчас она пробирается к Перевалу - границе, некогда разделявшей земли королевы Маб и Стального Короля. Последняя надежда - каким-то образом пробраться на земли Псов и разыскать сводного брата, может, он не откажется принять младшую сестру? Конечно, для Эйо искалеченный Пес в дороге окажется только обузой - но не может же она просто стоять и смотреть, как его растерзает толпа... И Эйо вмешивается, пользуясь своим внешним сходством с альвами, которых еще хорошо помнят в этих краях. Так начинается их общее возвращение домой - или, правильнее сказать, поиски дома? Ведь как полукровка Эйо не нужна никому, так и побежденный, слабый Пес не нужен своим сородичам...
Одновременно, с другой стороны, начинает развиваться история другой пары. Виттар, младший брат Одена, неожиданно ставший главой своего клана, и один из ближайших соратников Стального Короля, не покладая рук пытается сначала вызволить старшего брата из плена, затем разыскать его на ничейных землях... Виттар почти дошел до опасного предела, за которым уже тьма и окончательная потеря человеческого облика. Но несмотря на все усилия, поиски остаются напрасными. Единственной надеждой Виттара остается семейный гобелен, на котором нить Одена еще не погасла окончательно. А единственным успехом в поисковых экспедициях оказывается спасение девушки, которую загоняли охотники. Торхильд принадлежит к одному из слабых и не очень влиятельных кланов. Ее тоже захватили в плен в самом начале войны, и по жестким клановым понятиям она является позорным пятном на чести клана, ведь каждому ясно, что она должна была покончить с собой... А раз девушка этого не сделала, то отныне она натуральная смертница и законная жертва для каждого желающего, поскольку ее клан отрекается от нее и не желает признавать. Так, неожиданно для себя, Виттар оказывается владельцем перепуганной девушки, с которой ему любезными намеками предложено сделать, что вздумается. Виттар возмущен, он - Пес и воин, а не палач и не убийца... Да и в действиях Торхильд он не находит никакой вины, во всяком случае, настолько тяжкой, чтобы так с ней обходится... Но удастся ли переломить жестокие вековые обычаи и заставить клановое общество принять Торхильд, и не в последнюю очередь - удастся ли убедить саму Торхильд принять себя?
читать дальшеТаким образом, в книге четыре условных рассказчика (хотя только Эйо рассказывает от первого лица, почему-то ). Полифония! столь любимая авторами (почему-то... ) Здесь, как ни странно, автору удалось все четыре линии сделать одинаково увлекательными, так что это переключение не напрягало... (обычно меня это невыносимо раздражает ) Написано все красиво и образно (особенно, когда речь заходила о разной растительности - я такое очень люблю, еще со времен Мэри Стюарт ), оригинальный мир, интересные персонажи... Сюжет, опять же, очень богатый и многообещающий - для ценителей любовных романов! При желании, можно это все так и читать, будет здорово.
Конечно, не без шероховатостей... но микроскопических! Скажем, эти классические метания героинь ЛР (что еще называется "маяться дурью") в стиле - "ах, он сказал, что мы должны пожениться, что он имел в виду?! наверно, он меня не любит!! и вообще, мне надо подумать, разобраться в себе..." и т.д. В общем, каждому, кто начитался ЛР, это все известно и знакомо. Просто здесь они как-то - на мой взгляд - совсем неуместны и не обоснованны... все-таки описанный мир к этому не особо располагает. Тут бы выжить... тут пока не до рефлексий и самокопаний... Но, к счастью, это действительно все вышло очень слегка - в смысле, героини ограничились только внутренними переживаниями. А то в ЛР бывает и куда хуже - когда героини на ровном месте вдруг куда-то бегут, и потом еще пол-книги персонажи друг друга разыскивают.
Вообще, если обдумать, то книжка начинает выглядеть немножко по-другому... Как-то вот возникает впечатление, что здесь все не так однозначно!
Прежде всего - интересный эффект! Здесь ведь, по сути, нет хэппи-энда... что совсем не характерно для любовных романов. То есть, чисто сюжетно, автор все вывела и соединила - все герои поженились, помирились, обзавелись детьми... Но мир-то остался тот же самый! И это не сказать что особо уютный мир, приятный для жизни. А проще сказать - совсем неуютный и категорически неприятный. Травля и истребление полукровок, угнетение низших слабых кланов и просто людей, политические интриги высших кланов - и над всем этим, нельзя забывать, смертельное противостояние королевы Маб и Стального Короля, фигур весьма неоднозначных... Тут далеко недостаточно добиться "простого человеческого счастья", потому что ни от чего не спасает и не защищает. Тревожно как-то, в общем.
Подумалось, что самым таинственным и загадочным персонажем получился Стальной Король. Хотя он и появляется в считанных эпизодах. Но вот как-то все с ним выходит очень подозрительно! Вот, например, нам говорят, что он еще довольно молод - но выглядит куда старше и вообще стремительно стареет. И здоровье у него тоже все ухудшается. Видимо - судя по намекам - это результат каких-то магических покушений. Очень плохо у него со здоровьем... Ирония судьбы - альвы, наверно, могли бы его исцелить. Ведь смогла же Эйо, даже будучи необученной полукровкой, постепенно исцелить Одена. Но к альвам, ясное дело, Стальной Король не будет обращаться... Но с другой стороны - вроде бы истинный Пес и высший в этом мире может исцелиться и обратившись к силе своей жилы? Как происходит с Оденом, когда он прорывается к своей силе при угрозе жизни Эйо. А Стальной Король, как самый высший и правитель, так вроде бы должен так поступить в первую очередь? Так почему он этого не делает? загадка. И если в этом мире слабых принято уничтожать, в любом случае, они моментально теряют свой статус - так почему Стальной Король до сих пор держится, и никто из высших кланов не поднимает этот вопрос? Ну, тут сказано, что король скрывает от подданных фактическое состояние своего здоровья - одежда специального покроя и т.д. И он к тому же умнейший человек, и видимо, удерживает власть, ловко манипулируя высшими кланами. А Оден и Виттар, возможно, ближе всех находящиеся к королю, конечно, признанные воины, но, как бы сказать, не являются гигантами мысли... То есть, они такими вопросами просто не задаются.
С другой стороны, Стальной Король тут закручивает такие интриги и проводит такие многоходовые комбинации... Может, и эта слабость здоровья - просто видимость и часть какого-то очередного сложного и долгосрочного проекта? Это действительно непонятно и интересно. Тем интереснее будет почитать другие книги по тому же миру (хотя там, вроде бы, уже другие герои... )
Собственно говоря, я сначала хотела написать, что по сюжету соединение представителей двух миров - Эйо от альв и Одена от Железных Псов - необходимо для, так сказать, преодоления вражды между народами и зарождения надежды на новый мир, где они смогут совместно и в гармонии жить... Но вот обдумываю это все - да ничего подобного! Какая уж тут надежда для мира... В смысле, надежда у этого мира уже была - до того, как все началось. Эти миры уже более-менее начали соединяться и гармонично сосуществовать - на низовом уровне. Не зря же образовалось такое количество всевозможных полукровок... И вся история Эйо говорит как раз об этом. Этот гармоничный мир уже был или, во всяком случае, сложился в отдельных районах - они-то и пострадали в первую очередь от начавшейся войны. Получается, эта зарождающаяся гармония была как раз не нужна? Тому же Стальному Королю, например. Ведь по всем фактам, собранным к финалу, получается, что именно он начал эту войну... и вряд ли собирается ее прекращать. Ведь взять тот же вопрос с полукровками, которых убивают в самом сердце империи - он же как-то совсем вяло на это все реагирует и явно не торопится тут что-то решать? Может, Стальной Король хочет добиться окончательной победы - чтобы вообще весь мир Лозы с ее средневековьем и темной магией исчез окончательно? чтобы от этого мира не осталось никаких следов? Очень подозрительно это все.
Также еще подумалось, относительно того эпизода, когда к Одену возвращается зрение и он ужасается, в первый раз увидев лицо Эйо, потому что она якобы походит на королеву Маб. Может, это чисто магическое воздействие королевы? В смысле, это не Эйо походит на королеву, это Оден, будучи в бредовом состоянии, не помнит, как выглядит королева. Если у нее вообще есть какой-то определенный облик, она же - туман! А потом уже, когда королева по своим меткам следит за продвижением Одена и Эйо, она принимает в видениях Одена облик Эйо - ну просто из любви к злодейству.