Ролан Быков. Из дневниковых и рабочих записей.
"Проклятие благотворительности - наследие времен, когда искусство интеллигент нес в темные массы. А тут неизвестно, кто сегодня темен?"
"Можно ли отбор доверять людям, не знаю. Тут лучший сортировщик - время. Хотя в эпоху массовой культуры и на него полагаться нельзя."
"Самая большая ложь - упрощение жизни до проблемы."
"Наверно, отдыхать современному человеку надо "официально": брать отпуск, ехать в какой-нибудь дерьмовый санаторий - тогда он понимает, что отдохнул. "Игра" важнее сути."
"Сказка - постижение этического способом сюрреализма. Время настолько меняет и быт, и знания, что каждое время перетрактовывает все вплоть до обратного смысла. Этический урок в основах своих остается."
"Х...вый я голкипер! Сколько еще жизнь будет учить? Все смирение да смирение - а дальше что?"
"Один и тот же шаблон может выглядеть и даже быть и живым, и мертвым: "он любит - она не любит" - это и "Горе от ума", это и "Цыгане", но это и песенка "Как ты посмела не поверить".
"Кто говорит "штамп", кто говорит "традиция".
"Одной трактовкой можно пересоздать любое произведение. Это вещь вовсе не таинственная и знакомая каждому, ибо каждый человек трактует себя и "супротивную" сторону как ему заблагорассудится."
читать дальше
"Похожесть сюжетов в искусстве - классификация очень уж внешняя. Это все равно что классифицировать в один ряд длинношеих животных: гуся, жирафа и змею."
"Более всего я люблю читать толковый словарь Даля именно за то, что он дает мне возможность разглядывать бриллиант слова, мерцание в нем смысла, как света в драгоценном камне, игру его граней и т.д."
"Создание произведения и его жизнь - вещи, несомненно, связанные, но и разные, разные!"
"У смерти свое место в жизни людей - она их усмиряет, хоть и ненадолго, как-то учит вниманию."
"Деньги, конечно, нужны, но сколько? Не начинается ли погоня за ними?"
"Суетно оттого, что видна забота о земном - о кинематографическом успехе. Конечно, об успехе, быть может, думал и Микеланджело, когда писал "Страшный суд" и, может быть, должны пройти века, чтобы не создавалось такого впечатления..."
"Он искренен. Но это искренность такого рода, когда автор искренен, а произведение его нет."
"Нет больше Бессольцевых. Ушло. Не вернется сюда это. Кончено. Будет что-то иное. Новое. Какое? Увидим. Но те, на которых мир держался, уходят. Мир сегодня держится не на них. Это моя боль. Это боль всех!"
"Говорил со стюардессами.
- О чем будет ваш фильм?
Рассказывать не стал. вдруг понял, насколько это далеко от них, а может быть, вообще от зрителя."
"У строения всегда есть то преимущество перед проектом, что оно уже существует."
"Мысль о том, что добро должно быть с кулаками, - демагогический перевертыш. Добро не воюет и не борется, оно существует или нет."
"Книжки средневековых ученых понятнее, чем более поздние: люди не рассчитывали на глубоки и обширные знания, мне это подходит. Терминологические торосы - холод официальной науки."
"То, что нужно картину срочно кончать, вовсе не означает, что ее нужно портить."
"Замена страсти нервной взвинченностью стала самым главным перевертышем моды, люди поражены этим, как эпидемией..."
"Умер Борис Степанцов... Почему-то обидно. Уж такой хитрован, так заботящийся о жизни, - уж он-то должен бы жить - в чем тут логика провидения, не могу понять! Жаль его, очень жаль. И еще страшно: он так берегся - и нате вам; а что тогда делать нам, бедолагам, когда мы все делаем, чтобы скорее умереть? На что надеяться?"
"Вообще, взяться за определение прекрасного - один из неподъемных вопросов. Определения прекрасного еще ни разу не встречались мне определенными и ни разу не вызывали у меня ощущение чего-то ясного и законченного. "
"Статуя Давида Микеланджело определенной высоты и пропорций, но не скажешь, что в ней прекрасного столько-то метров и в таком-то измерении. Это вовсе не то направление."
"Наша цивилизация так молода, наши знания так разобщены, что мы живем как инопланетяне. Индия или любая древняя культура для нас Луна и Марс, и нужны экспедиции, путешествия - но культура, увы, не интересует цивилизацию и войну. И мы скорее окажемся на Марсе, чем узнаем тайну Тибета."
"Полезное необходимо, но полезное, как единственная ориентация, вредна! Ибо сама по себе польза - двуликий Янус, ибо вреднее всего жить - от этого умирают!"
"Не урбанистический мир меня страшит, не каменные клетки городов, а окаменевшие народы."