Ольга Громыко "Год крысы. Путница". Я все перерыла, отыскала вторую книжку (попутно пережив очередной книжный скандал - страдаю за свое пристрастие к бумажным книгам! никто не ценит ) и скорее прочитала. Хм. Хм. Вторая часть мне скорее понравилась... Но оставляет резко неоднозначные впечатления. (неожиданно обнаружив сохранившиеся остатки от пары прочитанных книжек по сценарному мастерству) Я бы тут все безжалостно подрезала и прочистила! Ну, натурально вышло бы гораздо лучше! Конечно, на мой личный взгляд. Потому что лично я всегда считаю, что лучше всего - простая цельная история... с линейным сюжетом и без изысков... Почему современные авторы так этого не хотят - ума не приложу.
Сюжет: ну, тут все то же. Альк пытается разобраться со своими проблемами. Остальные уже просто болтаются при нем. Рыска из добросердечия, Жар - за компанию и от нечего делать. Ладно. Со второй половины книги сюжет вдруг резко заворачивает на глобальные политические проблемы и дворцовые интриги. Но кончается все хорошо. В смысле, из главных героев никто не помер. И даже романтическая линия не завяла. Хотя я вслед за многими читателями (в прочитанных отзывах) повторю - автор могла бы хоть на поцелуй расщедриться...
Однозначно понравилось: все боевые сцены. Начиная со впечатляющего порубания косой в капусту банды разбойников... Также очень славно вышла стычка при бегстве из замка - ну, вот когда стражник вдарил Альку по спине мечом, а там был меч... Ну, и финальный поединок со злодеем в пещерах тоже впечатляет... Ну, то есть, я не специалист в боевых искусствах и не могу судить, насколько это все реально (правда, автор подстраховалась и все можно смело списывать на дар Алька ). Зато я почти специалист в смотрении боевиков с восточными всякими единоборствами - так что все просто супер! Ярко, зрелищно... прекрасно бы смотрелось на экране!
Эпизод с мирной жизнью в курортном поселке. Потому что я вообще люблю про повседневную жизнь без эксцессов... и все-таки очень мило они там жили. Дом, огород, хозяйство... работу подыскали... обзавелись знакомыми... По мне так хоть бы они и вовсе из этих Ям не уходили... Эх.
Посещение Саврии тоже, в общем, довольно интересно... потому что - ну, вот хотелось же посмотреть на саврян в массе и в естественной обстановке, да и на Алька тоже (а если бы еще и родню притянули!) Но там уже все было мало и скомкано.
Что активно не понравилось и доводило до бешенства. Далее - спойлерно (хотя для кого уже тут могут быть какие-то спойлеры...)
читать дальше
Проклятая полифония. Черт бы ее побрал. Зачем-то тут автор ввела несколько побочных линий, в смысле, других рассказчиков, то есть, не рассказчиков, здесь же все в третьем лице... но в общем, действие происходило не вокруг главной троицы, а вообще где-то с кем-то. Селяне в родной деревне Рыски, царский двор (хотя тсарский, конечно же ), все такое. Ненавижу. Для меня это все равно что - вот несешься во весь опор, чтобы скорее узнать, как развиваются главные герои и что с ними происходит, а тут тебе автор вываливает камней под ноги, с побочными всякими линиями, которые тебе никак не нужны и не интересны - ну и хлопайся каждый раз мордой лица в эти наваленные камни... с разбегу...
Ладно, это мои личные заморочки, это я признаю. Но по большому счету - я вообще не представляю, зачем понадобились эти линии. (Тут всплывает багаж сведений о сценарном мастерстве) Они как-то способствуют развитию характера главных героев? Нет. Как-то способствуют развитию сюжета? Ну, допустим, сцены с дворцовыми интригами еще можно сюда притянуть, хотя лично я считаю, что это ответвление сюжета вообще все надумано и притянуто... Но как развивают сюжет сцены с батраками из Рыскиной деревни, которые отправляются на войнушку? Вот они вообще зачем понадобились автору, я не понимаю? Неужели без этого в финале нельзя было показать, что происходит? Неужели было бы непонятно? Если бы действие так и продолжалось только вокруг главных героев и читатель бы наблюдал события только с их стороны? Если бы вот когда уже все выбрались из этих пещер и обнаружили, что на реке горит остров и на границе собираются армии и вот-вот начнут взаимоубиваться, плюс данные от путницких талантов Рыски и Алька - что вот им стало ясно, что начинается война, и в итоге все умрут, так надо предотвратить любой ценой, плюс еще разбросанные там и сям в ходе странствий упоминания, что везде отстраиваются крепости... Мне кажется, все было бы понятно, в плане сюжета. Или автор хотела специально показать, что во всем всегда виновны ринтарцы? Опять же не понимаю, зачем, если в итоге обе стороны понесли одинаковые потери, и герои (то есть, Рыска) так же мучилась от чувства вины. И уж совсем без всякого смысла сцена с пожаром на хуторе, гибелью Сурка и мертворожденным ребенком. Зачем она тут, для чего? При том, что герои и даже эти злосчастные батраки так об этом и не узнают, в рамках книги. Чтобы показать тяжесть жизни и драму всякую? А зачем? Основной драмы что ли недостаточно? Это что блин нафиг "Война и мир"?
Очень странное впечатление производит поворот сюжета с похищенным посланием и его доставлением. То есть, сначала накрутили-навертели страстей, и тайная полиция разыскивает, и наемные убийцы гонятся, все готовы друг друга резать только так за это тайное послание... И герои-то чуть не убились, доставая специальных чернил, чтобы его прочитать и понять, что происходит... Так и подскакиваешь на месте - ну что там, что такое?! А это любовное послание. И - судя по тому, что даже Альк ошалел - исключительно идиотское. Что, и все? Да вы смеетесь, что ли... Я не в силах представить никакой ситуации, чтобы тайные службы и царь (тсарь!!) так лезли из кожи вон всего лишь за любовное дурацкое письмо. Да еще при том, что даже доставленное адресату это письмо ничего не разрешило и ни на что не повлияло. Зачем оно тогда всплыло тут вообще? Ну, конечно, зато в Саврию заехали, посмотрели, что там как.
Но больше всего мне непонятен финал. Нет, ничего не скажу, это было эффектно - и похищение Рыски и Жара, и гонки, и финальный поединок... Но я опять пошло спрошу - а зачем? Зачем злодею такие сложности? Не понимаю. Вот дано - подонок Райлез, плохой путник и бесчестный человек вообще. Альк от него сбежал, но их продолжает соединять магическая связь, которая дает Райлезу власть над Альком. По крайней мере, когда тому удается подобраться поближе. Ну и? Что мешает Райлезу просто не разыскать Алька и не подчинить его себе - при том, что в Ямах он уже оказался рядышком и почти Алька одолел. Так почему он куда-то бросился бежать, вместо того, чтобы остаться и закончить начатое? При том, что и сам Альк опасался, что так и будет. Очень странно. Зачем Райлезу ехать в Саврию, где он чужак, дожидаться, пока Альк оставит своих спутников одних (!), похищать их - чтобы завлечь Алька в ловушку (!!) Зачем?! когда можно просто напасть на Алька, когда тот один, он все равно ничего не может сделать против Райлеза. Зачем вообще Райлезу, при том, что тот не вовсе дурак и осознает, что его единственное оружие против Алька - это та самая магическая связь путников, устраивать Альку ловушку в единственном месте, где магия путников не действует?! Это же полный бред. Нет, тут как бы сделана попытка обоснования... ага, Альк мрачно воскликнул "он догадался!" О чем? А что у Алька и Рыски особенная связь, которая уникальная и дает им усиление способностей! Извините... Во-первых, эта особая связь уже не действовала при стычке на кладбище, когда Райлез почти свалил Алька, и только вмешательство Жара (никак не Рыски, хотя она тоже там была!) ему помешало. И о чем, где, как Райлез должен был догадываться, совершенно непонятно. В сюжете не показано. Собственно, из того, что показано в сюжете, вообще не ясно, откуда Райлез мог догадаться, что у Рыски даже дар видуньи есть... (ага, это при том, что потрачена куча времени и труда на живописание переживаний батраков на войне, никак не относящихся к основному сюжету, а вот тут, где как раз прямо касается до сюжета, автор решила ограничиться парой слов - ну, вот Райлез просто узнал и догадался и все!) И вообще, затащив Алька в эти пещеры, где не действует магия, Райлез, получается, теряет все шансы! Альк же гораздо лучший боец. Зачем Райлезу это делать? Ну да, тут показано, что Альк к финальному поединку ослеп от ядовитых летучих мышей, но Райлез как мог на это рассчитывать? Да никак. Не говоря уж о том, что и сам Райлез мог от них ослепнуть. И что тогда? Очень странно, очень. Как-то неубедительно.
Путник этот тоже... Крысолов... загадочно ездил-ездил, поездил вокруг, так и уехал. Зачем его ввели, если не стали раскрывать - черт знает. В то время, как батраки на войне раскрыты во всяких подробностях... А можно было бы расписывать хоть этого Крысолова, еще бы тогда и жизнь путников осветили!
Ну, что там в финале устроилось у Алька, я даже не могу вникнуть. "Что там было, как ты спасся, каждый лез и приставал" и все такое. Видимо, все нужно трактовать, как божественное вмешательство.