Александр Зиновьев "Желтый дом".
"Наш райский коммунизм есть пустая абстракция хотя бы уже потому, что отвлекается от эмпирически данного и неустранимого факта разнообразия и изменчивости. Он был бы возможен, если бы люди на самом деле были совершенно одинаковыми точками, а различие их положения в пространстве и времени не вызывало бы никаких эмоций."
"Принципы марксизма-ленинизма, сказал Учитель, сформулированы так, что их даже пересказать невозможно, не исказив их и не изменив им. Их даже цитировать без искажения невозможно. Стоит убрать кавычки, как они превращаются в ересь."
"Истине противостоит не другая истина, а лишь заблуждение."
"Главное, подчеркиваю, не надо персонифицировать происходящее. Видишь, например, прекрасную дачу, констатируй с удовлетворением: некоторые существа материального мира имеют прекрасные дачи."
"Для философского спокойствия нужен какой-то прожиточный минимум."
"Обходиться без книг? Но ведь я уже испорчен, меня к культуре тянет. А самому выдумывать - долго ли протянешь?!"
"Есть лишь одно средство выжить среди мерзавцев: стать самому сверхмерзавцем."
"Просто люди чаще предпочитают некоторые формальные признаки жизненного успеха реальному счастью. Судя по всему, мы вообще стремимся к благополучному, но глубоко несчастному обществу."
"Знаешь, говорит Он, я готов написать толстую книгу и отдать авторство кому угодно, лишь бы "автор" напечатал ее в том виде, как я ее сделаю. Ты идеалист, говорю я, Авторство Они охотно присваивают Но Они как-то ухитряются все, воруемое у других, приводить к виду, адекватному им самим."
читать дальше
"- Разве реформа обязательно улучшение?
- Так зачем же тогда реформа?
- Как зачем?! Что-то же надо делать!"
"Все дело теперь в методе понимания. Информации люди имеют в избытке, а извлекать из нее стоящие истины не могут."
"Привилегия лишь тогда хорош, когда о ней знают другие, не имеющие ее."
"В нашей системе переворотов вообще не бывает. Если одна банда маразматиков вытесняет другую, это заворот, а не переворот."
"Начальство любит отвечать на глупые вопросы!"
"По моим наблюдениям основным стимулом "научного роста" сотрудников нашего института является завоевание возможностей тратить на институт как можно меньше сил, распоряжаться своим временем и профессиональными достижениями по своему усмотрению и наивыгоднейшим образом."
"Идеи - это вроде детей. Слишком дорого обходятся. Выращивать их - слишком много времени и труда нужно. И нет никакой гарантии, что удастся их пристроить и получить от них удовлетворение. И нет гарантии, что у меня их не отнимут. Лучше без них, спокойнее."
"Люди утратили отношение к миру и друг к другу, как к тайне. Даже в тех случаях, когда люди заблуждаются относительно данного предмета, ничего о нем не знают или в принципе не способны познать его, они не относятся к нему, как к тайне. Это не есть показатель могущества человеческого познания. Это - явление социально психологическое."
"Цель идеологии - не просто привить людям ложные представления о себе и своем общественном окружении, но натренировать их мозги так, чтобы они даже при желании не смогли бы выработать иных представлений."
"Люди сами стремятся быть обманутыми, ибо это они имеют без особого труда. А истина есть тяжкий труд."
"Даже когда я был в детском саду, мы все играли вроде бы вместе, но так, что каждый играл по отдельности."
"Тщеславен я или нет? Оказывается, да. Но особым образом. Я, например, хотел бы стать академиком, но за счет выдающих научных открытий, а не так, как у нас обычно вылезают в академики."
"А работать, между прочим, и у нас можно. Только умеючи. Я, например, не ощущаю никаких ограничений.. Можно писать и печатать все, что захочу. Только при условия соблюдения одного условия, как выражается Барабанов: утопить свои мысли в контексте, устраивающем всех, так, чтобы они не выпирали в виде претенциозного "я" и не выглядели нескромно. Энгельс, конечно, ерунду писал. Но его ерунду можно истолковать по-своему, приписав Энгельсу свои собственные соображения. Все довольны. А умные люди понимают, что к чему."
"Если бы новая мировая война началась, некому было бы спрашивать о том, началась она или нет, некому было бы отвечать на этот глупый вопрос; бессмысленно было бы спрашивать и тем более отвечать."
"Я не против науки. Я о то, что так называемый научный подход к человеку и человеческому обществу стал идеологическим оружием сытых, преуспевающих и имеющих привилегии."
"Попытки покушения в истории тоже высоко ценятся."
"Для меня нет проблемы, чего я хочу. Я к миру отношусь иначе: я могу лишь сказать, против чего я не протестую."
"Я берусь из того, что напечатано в Советском Союзе за один только год собрать такую крамольную литературу, что разоблачения "тамиздата" будут выглядеть жалкими. У нас можно печатать в принципе любую крамолу, но при одном условии: чтобы она была не очень талантливо написана."
"- А что тебе история?
- А что есть стоящего, кроме истории? Быть человеком - значит творить историю."
"Очень характерный пример для социальной психологии: надо же кому-то и землю копать, и улицы подметать, и... Говорится это с таким видом, будто всякий волен выбирать себе путь: честные люди выбирают копать землю, а проходимцы - двигать вперед теоретическую физику. И никто почему-то не говорит со вздохом, что кому-то надо же быть министрами, генералами, членами Политбюро."
"Люди абсолютно все воспринимают в том виде, в каком это соответствует их привычкам, вкусам, уровню интеллекта и интересам. И никогда и ничего - объективно, ибо этого "объективно" вообще нет. И поступают люди сообразно этому своему восприятию, сообразно обстановке и опять-таки своим интересам. Существуют, конечно, какие-то общепринятые оценки поступков как дурных, так и добрых. Но эти оценки формальны или лицемерны. Если поступок ненаказуем ощутимым для данного индивида образом, он всегда найдет ему субъективное оправдание, как бы к нему не относились другие индивиды."