"Питоны о питонах. Автобиография".
(Грэм Чэпмен) "Мы не настолько умны, чтобы проповедовать, - все наши убеждения пролезают украдкой, просачиваются сами собой."
(Терри Гиллиам) "Вот что здорово в "Питоне" - его мотает от невероятной интеллектуальности к невероятному инфантилизму. По-моему, особенно хорошо нам удается избегать середины."
(Майкл Пэйлин) "У ВВС было негде поставить машину - якобы из-за запуска "Аполлона-13". В ответ на вопрос, как запуск "Аполлона-13" влияет на заполняемость автостоянки ВВС, нам просто ответили: "Аполлон-13" - тоном, не допускающим возражений."
(Терри Гиллиам) "То, что я американец, видимо, помогло, поскольку моя простая, грубая и злобная натура уравновешивала весь их ум и рассудок. Скажем, Джон утверждал, что для Америки нужно говорить "консервированные персики". А я ему: "Нет, надо говорить "баночный компот". Это английское выражение, пусть американцы учатся. А когда выучатся - подсядут на мысль, что чему-то вообще можно учиться."
(Эрик Айдл) "Смеяться без перерыва можно сравнительно недолго, а потом смех нужно чем-то разбавлять. Я это всегда помню, поэтому вставляю мультик или песенку, чтобы на них можно было отдохнуть. Это такие хитрости комедии."
(Джон Клиз) "Я знал, что если садишься с Грэмом работать после обеда, он не вспомнит, что сочинял утром. Вот тогда-то мне и стало ясно: что-то не так. Но у пары-тройки моих друзей тоже были проблемы с алкоголем, и труднее всего в таких случаях понять, надо что-то делать или нет. Обычно трусишь."
(Джон Клиз) "Любой, кто работает на общественном телевидении, должен хоть как-то переживать за то, что происходит, причем по моральным, а не финансовым причинам."
(Эрик Айдл) "Когда мы приехали в Северную Америку, самое удивительное было, что все считают, будто мы пишем под перманентным кайфом. Приходилось объяснять, что, если обдолбаться, комедию сочинять невозможно - даже пишущую машинку невозможно отыскать..."
читать дальше
(Эрик Айдл) "По-моему, нет ничего смешнее в комедии - ты что-то делаешь, а никто не смеется. Истерически смешно."
(Джон Клиз) "Дело вовсе не в том, что я возненавидел "Питон". Я терпеть не мог одного - десять с половиной месяцев "Питона" в году."
(Грэм Чэпмен) "У Джона есть странное желание отколоться и прочесть много книг до того, как он состарится и читать станет трудно."
(Эрик Айдл) "Питон" - это когда тебя хвалят и благодарят, а ты при этом ни на миг не должен забывать, что пять шестых этих похвал и благодарностей - не тебе. Не ты же эти пять шестых сочинял."
(Джон Клиз) "Одна проблема была такова: если пытаешься что-нибудь сочинять, вдвоем пишется легко и втроем писать еще возможно, а вот вчетвером - уже нет. Если с тобой в комнате четверо, среди них непременно найдется один, кому не нравятся никакие последние предложения, - странно, но это так."
(Терри Джонс) "Мы навыбирали замков в Шотландии, а потом вдруг до начала съемок получаем письмо от Департамента охраны окружающей среды Шотландии: нам не дадут ничего снимать у них в замках - то, чем мы занимаемся, дескать, несовместимо с честью и достоинством самих этих построек. Их строили, чтобы мучить и убивать людей, а нам нельзя там комедию снять! Курам на смех, да и только."
(Эрик Айдл) "Мы не знали, как все закончить. Концовку предложил я - сказал так: "Надо все просто прекратить. Должна явиться полиция и всех арестовать, а объектив пусть кто-нибудь рукой закроет." Моя дочь терпеть не может этот конец, говорит: "Это конец, что ли? И все? Ненавижу." Ну, а что делать - большую битву мы себе позволить не могли. У нас была кучка студентов по четыре фунта в день, их наснимали уже со всех возможных ракурсов, но массовки все равно не хватало."
(Майкл Пэйлин) "Все утро меня поливала водой пожарная бригада Перта и Кинросса - в следующий раз дважды подумаю, прежде чем сочинять сцену с проливным дождем."
(Терри Гиллиам) "Терри мог посмотреть на обрывок пленки и вспомнить, в какой день его снимали, какая стояла погода, как кормили и какие приятные вокруг были люди. Он, похоже, всегда вычитывал из кадра массу информации, которой там нет. Мы с ним об этом постоянно спорили, я говорил: нет, так нельзя. Ну и надувательства хватало. Я приходил среди ночи и менял пленки - возвращал то, что хотелось мне. Несколько раз так делал, потому что я был убежден: то, что у нас остается - неправильно. Терри считывал оттуда эмоциональную информацию, которой на целлулоиде просто нет. Слишком эмоционально ко всему относится. Считает, что у вещей своя жизнь. Мне так не кажется."
(Терри Гиллиам) "Я пытался снять эпос. И так много времени провел у себя в комнате с кусками бумаги, что отвык общаться с людьми и добиваться, чтобы они что-то делали."
(Джон Клиз) "Обычно оказывается, что над тем, чему возмущается какая-нибудь кучка людей, большинство и хохочет громче всего."
(Эрик Айдл) "Думаю, все, что можно сделать с какой-то работой, - это дойти в ней до предела, а там что будет, то и будет."
(Эрик Айдл) "Это было великое дело - подать в суд на Эй-Би-Си, чтобы они не показывали тебя по телевизору. В Америке такое просто неслыханно - сама мысль подавать в суд, чтобы тебя не показывали по телевизору, чиста и велика, поскольку в Америке люди удавятся, лишь бы попасть в телевизор."
(Джон Клиз) "Самое смешное, что, если опоздал к чуду на пять минут, с тем же успехом можешь и на две с половиной тысячи лет опоздать."
(Дэвид Шерлок) "Меня завораживает вот что: сколько всего они были готовы для этого //съемок фильма// прочитать."
(Терри Джонс) "Человек проповедует мир и любовь, а люди следующие две тысячи лет убивают и мучают друг друга, потому что никак не могут договориться, как именно он все это говорил."
(Джон Клиз) "По-моему, если выдвигаешь некую точку зрения, сделать это можно двумя способами: сказать что-нибудь хорошее - либо покритиковать что-нибудь плохое."
(Терри Джонс) "Грэм прекрасен тем, что ему всегда будут сопереживать, поэтому он и может играть центральную роль. И это, считал я, самое важное в комедии - чтобы в центре стоял не тот, кого считают смешным."
(Эрик Айдл) "Продюсер Джон Голдстоун и я поехали по Америке искать денег. Приехали в Нью-Йорк, начали встречаться со всеми этими людьми, и нам неизменно отвечали: "С таким я связываться не могу". Они все любят "Питон", но тема слишком опасная. Я все это время разговаривал по телефону с Джорджем Харрисоном, и он мне повторял: "Ты не волнуйся, я дам вам денег." А я отвечал: "Ага, ну да", - поскольку вовсе не был убежден, что хоть кто-нибудь их нам даст. Мы пришли к Майклу Уайту, и я говорю: "Майк, надо четыре миллиона фунтов", - а он мне: "Я столько не подниму". А потом Джордж оказался верен своему слову - он заплатил за все. Заложил дом, кого-то еще привлек - просто невероятно. Он заплатил за фильм, потому что ему очень хотелось его посмотреть. Больше, чем он, за билет в кино никто никогда не платил. Господи благослови его."
(Майкл Пэйлин) "Если не можешь позволить себе огромные расходы - снимай воздушнее некуда, чтобы смотрелось феерически."
(Эрик Айдл) "Когда тебя три дня подряд распинают - это очень интересно с духовной точки зрения. Приезжаешь утром на площадку, а там тебя ждет крест с твоим именем: "М-р Айдл".
(Терри Гиллиам) "Если посмотреть фильм, в нем найдется кое-что лучшее из того, что "Питон" вообще когда-нибудь делал. В целом он не удался, но внутри там роскошный материал."
(Эрик Айдл) "Плохой работы вообще не бывает, бывает недоделанная."
(Терри Гиллиам) "Думаю, приятнее всего нам было сидеть вместе, что-нибудь есть и болтать, а не снимать кино."
(Майкл Пэйлин) "Мы уважали друг друга, но это не обязательно легкий способ сделать комедию."
(Джон Клиз) "Мне кажется, "Питон" просто делал людям хорошо. Они смеялись, а это практически самое приятное переживание, что может быть. Мне нравится думать, что "Питон" действовал на людей именно так - ободрял их дух, делал счастливее, хотя бы на несколько часов дарил радость жизни."
(Терри Гиллиам) "Стал ли мир с его помощью лучше, безопаснее, зеленее, счастливее, разумнее? Не знаю. Мы просто поддерживаем непреходящее ощущение абсурда, что очень полезно для всего мира, особенно, когда в Белом доме сидит Джордж Буш. Хотя очевидно, что не такого эффекта мы стремились достичь. Может, смеясь над всем подряд, мы и позволили таким вот людям захватить власть. Если бы народ не веселился, а, наоборот, сосредоточился, они бы к власти и не пришли. Это мы виноваты в том, что наверху засели Буш и его братия! Мне всегда это не давало покоя в отношении сатиры и комедии - ведь смеясь, люди перестают злиться, а злость необходима, чтобы как-то улучшить мир. Смех же - скорее отвлекающий маневр, а не путь к решению. Может, человечеству просто следует стать лучше, и этому нет никакой причины."