Чарльз де Линт "Городские легенды". Как-то вот так получилось, что я до сих пор не читала ничего из данного автора. Хотя постоянно встречаю везде восторженные упоминания... но все как-то не судьба. А тут - сборник рассказов. Всегда считаю, что это самый лучший способ начать знакомство с автором...
В общем, понятно, что рассказы объединены местом действия - город Ньюфорд и окрестности, где привычная нам реальность граничит с магической, а также общими персонажами, среди которых обычные люди, феи, боги и монстры... Некоторые появляются чуть ли не в каждом рассказе, некоторые в двух-трех... Получается такое пестрое полотно. Написано душевно и выразительно, мне очень понравилось (практически все).
Сами рассказы не однородны. Мне даже показалось, что они написаны в разное время... в разном настроении... Уж очень разные, и не то что даже, как говорится,
у одних рассказов счастливый конец, а у других нет. Но вот даже сам текст разный. По стилю. По ощущению. Ну, не знаю, как сказать. Скажем, первые рассказы в сборнике - очень легкие, изящные, со всяким там полетом фантазии, когда автор щедро разбрасывает образы и картинки... Что вот в каждом предложении может быть своя маленькая картинка, которую можно при желании взять отдельно и развернуть в отдельную историю. А другие рассказы более... замкнутые... в этом плане. Там берется одна идея и последовательно обрабатывается и развивается. Тут уже никакого фейерверка. Не говоря уж о целом отдельном блоке историй, которые просто остро социальные - про нищету, насилие над детьми, женщинами... И автор там так все жестко излагает - я испереживалась. Ну, вот в этих рассказах фантастического (магического) элемента вообще практически нет, ну разве что упоминается, что все эти несчастные как-то контактируют с художницей Джилли, которая рисует фей.
Единственный рассказ, который совсем не понравился - это "Пречистая дева озера" (он же и самый большой в сборнике, что меня даже не удивляет ). Даже не знаю, почему. Это пересказ андерсеновской "Русалочки", причем буквальный - то есть, никаких там игр со смыслами, перевертышей... Просто автор поместил историю Русалочки в современное время и в современные условия. Нет, так-то очень интересная идея и исполнение тоже... Но вот не нравится, и все тут. Странный случай.
В любом случае, сейчас с удовольствием почитаю еще что-нибудь у автора.
"Ключ ко всем замкам - само время. Часы и минуты откроют путь к тому, что пока кажется недоступным."
"У каждого человека есть своя магия. Но большинство из нас либо не нуждаются в ней, либо не верят в нее, либо верили когда-то, да позабыли. Тогда я беру их магию и превращаю в птиц, и они живут у меня, пока хозяева о ней не вспомнят, или она не понадобится кому-то другому."
"Либо мы следим за своими чувствами, либо наше волшебство улетает от нас и становится неуправляемым."
"Здравый смысл не всегда помогает разглядеть истину."
читать дальше
"Правда - вот единственное, чего они не выносят. Скажи им хоть одно слово правды, пусть это будет хоть исторический факт или всем известная истина, - и они будут шарахаться от тебя, как от чумы."
"- Говоришь загадками, как волшебник из какой-нибудь сказки. Никогда не могла понять, почему они не разговаривают нормально, как все люди.
- Это потому, что не все можно объяснить напрямую. К некоторым вещам надо приближаться крадучись. Издалека."
"Когда лезешь не в свое дело, всегда приходится платить. Иногда плата заключается в проклятии знания."
"Только теперь она поняла, что в этом и есть суть музыки. Она - истина, только другая."
"Знать, что другой мир существует на самом деле, это, по-твоему, легко? Каждый раз, услышав очередную бредовую историю, спрашивать себя, а вдруг это правда, по-твоему, легко? А вечно молчать о своем знании, чтобы другие не подумали, что у тебя совсем крыша поехала, это, по-твоему, легко?"
"А как ты думаешь, что лучше: быть королем под землей, или человеком на земле?"
"Музыка существует для того, чтобы заставлять человека чувствовать - радость, печаль, гнев, что угодно, - а не убивать в нем способность думать."
"Ноты - это еще не музыка, а всего лишь мертвые чернильные жучки на белом листе. Искусство в том, чтобы выпускать искусство на свободу. Пленное искусство всюду, куда ни глянь. Все кругом, живое и неживое, рвется на свободу."
"Неоновые вывески и уличные фонари тоже хотят стать звездами, разве не ясно?"
"Как только изобрели телевизор, так все и пошло наперекосяк. Раньше люди просто не знали, что в мире столько плохого."
"Есть такие люди, рядом с которыми остальным бывает хорошо. Одного их присутствия достаточно, чтобы почувствовать себя добрым, талантливым, благородным и счастливым."
"- Силой любовь ни из кого не выжмешь.
- В том-то и дело, что во времена, подобные нашим, сила - единственный способ."
"Старые боги вовсе не превратились в брауни, фей и прочих существ, место которым в диснеевских мультиках; нет, они просто изменились. Появление Христа и новой религии сделало их свободными. Ожидания и надежды смертных больше не связывали их по рукам и ногам, отныне каждый из них волен был сам выбирать свой путь. Они и сейчас живы, ходят среди нас. Только мы не узнаем их больше."
"Главная трудность обучения детей в том, что приходится терпеть их родителей."
"Сороки и вороны, воробьи и голуби видят все, но слушать их литанию дневных событий - все равно что искать нужную статью среди разрозненных страниц энциклопедии, засунутых как попало в корзину для бумаг. Рано или поздно, конечно, найдешь, но скорее поздно, чем рано.
От кошек толку не намного больше. Они вообще не любители рассказывать о том, что видят, а потому на все его вопросы отвечали либо загадками, либо отделывались нарочито бессмысленными фразами. Сирин их не винил: скрытность - природное свойство этих животных, к тому же они, как и феи, нередко бывают капризны."
"Всякие странные типы не приставали бы к тебе на каждом шагу, если бы у тебя на лбу не было написано, что ты сама не знаешь, кто ты есть. Люди безошибочно чувствуют такие вещи, пусть и на подсознательном уровне."
"Прошлое приходит в настоящее непрошенным, как бродячий кот, оставляя цепочки следов-воспоминаний..."
"Для меня искусство тоже волшебство. Я показываю другим душу того, что вижу: людей, мест, таинственных существ."
"Голос был сухой и пыльный, наверное, такими голосами переговариваются между собой старые книги на полках библиотек поздней ночью."
"Но если не отдавать хотя бы малую частичку себя, как же тогда узнать, что такое любовь?"
"Воспоминания иногда бывают хуже призраков."
"Все люди делают одну и ту же ошибку. Предсказания не открывают будущего; они отражают настоящее. Они как эхо повторяют то знание, которое давно уже живет в глубине нашего подсознания, они извлекают его на поверхность, чтобы мы могли как следует свыкнуться с ним."
"Важны не ответы, важны вопросы, которые мы задаем, и пути, которыми мы приходим туда, где мы оказались теперь, потому что задавали вопросы."
"Хорошо, что на свете есть тайны. Они напоминают нам о том, что жизнь - это больше, чем чередование работы и удовольствия."
"Я знала одного поэта. Он хотел перенести свою душу в лист бумаги - по-настоящему. Но ведь это невозможно, правда? Можно, конечно, попробовать, можно отдавать искусству всего себя, пока не выжмешь душу досуха, и все равно в лучшем случае получится лишь связь между умами. Попытка прорваться к другим людям."
"- И тебя это не беспокоит? - спросила она.
- Что именно?
- Что то, о чем ты пишешь, тебе не принадлежит?
- А какому писателю принадлежит им написанное? - ответил я. - Разве сама суть акта творения не в том, чтобы отпустить частичку себя на свободу?