А.П.Ермолов "Кавказские письма. 1816-1860".

"Я здесь живу очень счастливо. Нет никаких развлечений. Вечная работа."

"Надобна истинная любовь к пользе отечества своего, чтобы решиться жить долго между народом, каков здешний."

"Трудно узнать точные намерения правительства, никакой постоянной системы политической не имеющего."

"Азиатцев поражают наружности! Я как представляю пред них свою фигуру в девять вершков и с широкими плечами, так они и думают, что я настоящий начальник и что в назначении моем не одна была воля Государя, но и самый произвол небес. Прибавь к сему три звезды и пасмурную рожу - все трепещут! У Тормасова сего последнего не доставало, а с нежною усмешкою и румяным лицом не признают за посланца небес."

"Грузия, если Бог благословит нас необходимым миром, придет мало-помалу к устройству и спокойствию, но меня терзают мерзавцы чеченцы, которых по возвращении из Персии должно наказать непременно. От Моздока до Кизляра нет спокойствия на линии. Беспрерывные хищничества, увозят и убивают людей. Слабое на линии управление избаловало поселенных казаков, и они нерадиво охраняют порученные им посты. Пустились в промыслы, завели пивоварни, мельницы, и день ото дня делаются похожими на мужиков. Дайте мне возвратиться из Персии. Побываю на линии и приведу их тотчас в порядок."

"Если несправедливо от каждого требовать чрезвычайных талантов, то, по крайней мере, не надобно давать быстрого хода совершенно неспособным, и то еще будет мера весьма человеколюбивая. Сим человеколюбием одушевленный, представляю я Загорского в бригадные командиры. Свидетельствуюсь Богом, что он дурак, но по крайней мере за него ходатайствует долговременное служение, и как человек, на которого навел я ужасный страх, он будет слепой исполнитель воли. Здесь полезно завести институт подобных слепых, и будет!"

"Я уверил магометан, что я сам из татар, что, служа России, недавно отцы мои переменили закон. Они рады чрезвычайно."
читать дальше