На LiveLib - опять рассуждают на тему книгописательства и книгоиздательства. Кто виноват и что делать. На этот раз - люди, бежавшие из Эксмо.
— Но соцопросы показывают, что интерес к чтению падает. Как же так?
— Да просто литературой никто не занимается — никто не пытается предлагать читателю то, что ему действительно интересно. Вот смотрите, если кинофильм проваливается в прокате, киношники чешут в затылке и говорят: «Да, что-то мы не так сделали». А если книга проваливается, то общее мнение — читатель дурак и не понял. Вдумайтесь — не автор дурак, не издатель, а читатель. У большинства в голове по сей день сохраняется устойчивое деление: либо трэш, либо «великая русская литература», причем эта последняя — она всегда про серьезное, про болезненное, про страдание. Вот вы как хотите, но лично я как читатель устал плакать вместе с Улицкой — она замечательная и я очень ее уважаю, но не могу больше, честно. Я хочу, чтобы со мной поговорили о сегодняшнем, может быть, даже сиюминутном, чтобы мне рассказали хорошую, увлекательную историю. Не обязательно простую — тотальная Донцова тоже никому не нужна, но обязательно цепляющую, узнаваемую вызывающую эмоциональный отклик. И вот этого у нас совсем нет — никто себе не ставит такой цели. Надо ли при таком раскладе удивляться, что читатель «утекает» в другие области.
***
— С 2008 года у нас идет жесткая оптимизация книжного рынка — так это почему-то принято называть. На практике же все сводится к тому, что сокращаются площади для книготорговли, а на тех, что остались, размещают только авторов «проверенных» — то есть уже раскрученных и известных. И издатели, и книготорговцы боятся инвестировать во что-то новое — потому что вдруг не купят? Все ждут стопроцентных хитов, а книги, способные продаться в количестве тысячи-двух-трех экземпляров, никому особо не нужны.
Этот метод парадоксальным образом работает против рынка. Смотрите, параллельно с книжной «оптимизацией» у нас в стране шел взрывной рост интернета: до 2008 года проникновение было около 28%, а сегодня оно уже больше 60%. Интернет приучает людей к новому — они привыкают к тому, что спектр доступных развлечений постоянно расширяется, что это нормально — каждый день получать что-то новенькое. И вот такие все из себя ориентированные на новизну люди приходят в книжный магазин — и что же они видят? Донцова, Маринина, Дашкова. По праздникам — Пелевин, Сорокин, Акунин или Улицкая. Приходят через месяц — то же самое. Через год — опять они. И как результат человек уходит из книжного и больше не возвращается.
Хм... Ну, я бы уточнила, что не просто одни и те же фамилии. Если бы скажем, там то и дело появлялось что-то новенькое моих любимых авторов, так там ведь не попадается! Сплошные Акунины и Улицкие.
А вот предложенный ими способ книгоиздания, мне кажется, звучит интересно, но я не специалист.
— Вот вы говорите — маленькие тиражи. Но ведь известно, что тираж меньше трех тысяч нерентабелен.
— Если говорить об офсетной печати, с которой работают большие издательства, то да. Но мы-то печатаем свои книги в цифровой типографии, и потому можем позволить себе хоть 300 экземпляров — главное, чтобы хватило разложить по магазинам. А потом, если надо, мы за несколько дней можем допечатать и довезти еще.
Вот, в самом деле! Мне давно непонятно. Почему, когда заходит речь о модернизации книгоиздания, использовании новых технологий, то издатели/копирайты все сводят только к одному - свои любимые электронные-цифровые издания. Но в бумаге тоже ведь можно что-то новое ввести! Печать по требованию - почему нет, я давно не понимаю. Тогда можно действительно что угодно издавать, и не бояться, что тиражи пропадут, или не будут раскуплены, или еще что. В прошлый раз мне доказывали, что это слишком дорого - но вот человек этим занимается и вроде из его слов можно уловить, что ничего там особо дорогого нет, просто нежелание прилагать усилия. Это же нужно постоянно следить за магазинами, отслеживать продажи, допечатывать проданные тиражи, или там собирать заявки... Не то что отпечатал тираж, какой пришел в голову неизвестно кому, неизвестно на каких расчетах, кинул в магазины и трава не расти. Даже не озаботился рекламой-продвижением товара. Потом отметку сделал, что тираж расходится плохо, проект неперспективный, нафиг.
meduza.io/feature/2016/04/07/kak-chitatel-ya-us...