Альфред де Виньи "Дневник поэта".
"В полку поверят в болезнь человека не раньше, чем он испустит дух. После его похорон скажут: "Видно, он и впрямь был болен."
"Заурядные драмы и романы у нашего народа пользуются всегда наибольшим успехом, поскольку большинство заурядно."
"Воистину свободный гражданин тот, кто не зависит от правительства и ничего от него не получает. Вот моя мысль и вот моя жизнь."
"Понимание жизни неизбежно будет принуждать чувство к молчанию, и молчание это окажется наилучшей критикой жизни."
"Болезнь демократии - это выборы. На самом деле это такое же искусство, как другие, простая интрига: вести себя достаточно умело, достаточно ловко и скрытно, чтобы добыть голоса большинства, которое видит только то, что на поверхности."
"Инстинкт лени столь могуществен в человеке, что главное занятие людей, стоящих у власти, есть вечная с ним борьба."
"Нужно всегда требовать от людей больше, чем они могут сделать, чтобы получить от них все, на что они способны". Это хороший военный принцип, выведенный хорошим офицером."
"Нынче время политических комедиантов, не имеющих убеждений."
"Для человека, умеющего видеть, не бывает потерянного времени. Что для другого было бы праздностью, для него становится наблюдением и размышлением."
"Миром владеет страсть видеть. Если бы все люди могли видеть то, что делает каждый, если бы они могли построить для себя театр, достаточно просторный, чтобы видеть в нем "великих" и "знаменитых", они были бы всякий день довольны и себя не помнили от счастья. Этот театр был создан; этот театр - газета."
читать дальше
"Всякий, кто читает стихи, в каком-то смысле их поет."
"В наше время свобода - это деньги, рабство - это нищета."
"Всеобщее уважение обеспечено человеку, который приносит всех окружающих в жертву своим интересам. Пожертвуйте своими планами и страстями - и о вас скажут: "У него не было этой страсти, не было этого желания, поскольку он их не удовлетворил."
"Бонапарт - это человек, Наполеон - это роль."
"Великое несчастье - тащить за собой в будущего своего неудачливого критика, как воздушный шар - гондолу."
"Когда чувствуешь, что в тебе вспыхивает любовь к женщине, то, прежде чем брать на себя какие бы то ни было обязательства, следовало бы сказать себе: "Кто ее окружает? Какую жизнь она ведет?" На этом основано все будущее счастье."
"Анализ ведет ко всему. Декарт, Паскаль, Ньютон, Сократ - самыми великими были те, кто был сильнее в анализе. Универсальный синтез подвластен только Богу."
"Скука - это болезнь жизни. Люди создают себе преграды, чтобы их преодолевать."
"Теперь короли пишут книги - им ясно, что это и есть настоящая власть. Правда, книги у них плохие."
"Обезьянка, которая, выкурив трубку, возомнила себя человеком, - вот, по-моему, идеальное воплощение тех актеров, которые, сыграв на сцене сильный характер, воображают, что сами им обладают."
"Мы непрестанно клянем краткость жизни, но жизнь вечно оказывается чересчур длинной, ибо мы не знаем, что нам с ней делать."
"Все, кто боролся против несправедливых небес, стяжали тайную любовь и восхищение людей."
"Я не встречал ни одного человека, у которого нельзя было бы чему-нибудь научиться."
"Люди живут, покуда живет их религия."
"Религия - стекла часов, а часы - это мораль."
"Де Местр притворяется, что путает солдата с палачом. Палач гнусен, потому что убивает без опасности для себя."
"Актерам хорошо: им достается слава без всякой ответственности."
"Скоро мир станет таким, что путешествия окажутся неоправданной тратой сил."
"Честь - это поэзия долга."
"Во всем языке слово, которое труднее всего произнести и употребить надлежащим образом, - это "я".
"Я смотрел на публику, как смотрят на врага во время дуэли, замечал впечатления от ударов, которые я наносил ей в сердце, и от тех, которые метили в голову."
"Только зло бывает чистым и без примеси добра. Добро всегда перемешано со злом. Избыточное добро приносит зло. Избыточное зло не приносит добра."
"Актер берет драму, как платье, наряжается в нее, мнет, потом бросает ради следующей. Но век этого платья дольше, чем его собственный."
"В самом слабом сочинении легко предположить скрытый смысл и, следуя замыслу, которого вовсе не было у автора, превратить его для собственного употребления в шедевр."
"На днях я поднимался на Монмартр. Больше всего меня опечалило то, как безмолвен Париж, когда смотришь на него с высоты. Оказывается, этот большой город, столица, не производит ни малейшего шума, а сколько разных слов в нем говорится! Сколько воплей раздается! Сколько жалоб улетает к небу! А нагромождение камней кажется немым.
Стоит подняться еще выше, и что такое будет этот город, что такое будет наша Земля? Что такое мы сами для Бога?"
"Препарировать следует только мертвых. Попытки вскрывать мозг живых людей бессмысленны и ни к чему хорошему не ведут. Только Богу и поэту ведомо, как рождается и обретает форму мысль. Люди не в силах вскрыть этот божественный плод и отыскать в нем ядро. Когда они пытаются это сделать, они крошат и губят его."
"Убежден, что человечеству не может пойти во вред знание того, что человек испытал и от всего сердца высказал."
"Я полагаю, что бывают случаи, когда стремиться к забвению преступно. Дурно и малодушно искать способ отвлечься от высокого горя, лишь бы поменьше страдать."
"Здравый смысл - свойство, которой приходит к нам позже всего и уходит первым."