Йэн Бэнкс "Осиная фабрика". Удивительное дело - сегодня, благодаря госпоже Мартынчик, дочитала "Осиную фабрику"! Нет, серьезно - книжка у меня зависает с 2006 года... и за все это время я с трудом одолела где-то страниц сорок... А тут решила, что надо, наконец, приниматься за
новый цикл про Ехо... надо, надо... и вот так, размышляя о "надо", я вдруг села и махом одолела этот чудовищный опус чудовищного Бэнкса. Госпожа Мартынчик творит чудеса, поистине - харымурда всевластия.
Но книжка - "Осиная фабрика" - конечно, исключительно мерзкая и тошнотворная. Здесь с удовольствием и в подробностях описываются всякие физиологические моменты, которые цивилизация с самого начала предпочитала оставлять за скобками... здесь много и с удовольствием убивают - невинных пушистых зверюшек, невинных маленьких детей... Здесь все персонажи являются начисто поехавшими опасными психами и все происходящее дается автором с их стороны, через их мозг, через их глаза, через их морально-этические системы (если они вообще есть)...
Сюжет: в принципе, всем уже известен. Но, в двух словах - подросток Фрэнк проживает на острове, вместе с отцом. Отец - субъект, явно с большими проблемами в психике, держится в стороне от людей и - как выясняется постепенно - проводит чудовищные эксперименты над собственными детьми. У Фрэнка есть любимый старший брат Эрик, который определенный и законченный псих, сжигающий собак живьем и нападающий на детей, в настоящее время Эрик сбежал из очередной закрытой психушки и движется кругами к родному очагу... кругами, потому что его, естественно, разыскивают и преследуют. Сам Фрэнк, от лица которого и ведется повествование, проводит время совершая придуманные им самим и тщательно разработанные сложные магические ритуалы, включающие убийство живности, которая попадается в его руки, копание на свалках и помойках в поисках
магических вещей, или чего-нибудь, пригодного для их изготовления... Ну, еще у него есть система защиты и обороны своих владений - здесь и те самые магические артефакты, но в то же время и вполне реальные боеприпасы - изготовленные Фрэнком различные взрывные снаряды и бомбочки, мины и все в таком духе. Попутно автор невзначай упоминает о совершенных Фрэнком убийствах - еще в нежном детском возрасте он хладнокровно и весьма изобретательно уничтожил своих младших братьев и сестру... В общем, приятное семейство, ничего не скажешь.
Ну и, собственно, больше ничего и не происходит. Просто взгляд на мир изнутри маньяка-убийцы. Правда, написано талантливо, ничего не скажешь. Некоторые изображенные автором картины, я думаю, вряд ли забудешь, при всем желании...
Тем не менее,
мне кажется, что здесь все таки есть какой-то смысл... что-то тут все-таки автором заложено, несмотря на всю это рвотно-экскрементную эстетику и парад смерти...
читать дальшеНет, я без понятия, что там по этому поводу мыслят серьезные литературоведы и критики. Лично у меня сложилась примерно такая картинка. Причем сначала автор все вываливает хаотически и вразнобой (с этими флэшбэками в детство Фрэнка), несчастный читатель задыхается от ужаса и мерзости и чувствует, что во всем этом тонет с головой... И только к финалу автор подбрасывает легкие намеки, которые можно посчитать за ключевые... Первое - это одна из тех самых незабываемых картин, когда Эрик в больнице обнаруживает, как мухи отложили яйца в мозг младенца-инвалида, и сейчас там копошатся личинки и пожирают младенческий мозг заживо... Так вот это - это же просто в чистом виде иносказательное изображение Фрэнка и его чудной семейки! Они и есть эти личинки, пожирающие общество, социум. Они - абсолютно чужие. Они не встраиваются в общество, не стремятся к этому и не способны на это. Они могут только жрать. Они не производят ничего полезного, или там, доброго, красивого. Они несут смерть, болезнь и разложение. Если исходить из этого построения, тогда становятся понятны и как бы абсолютно необъяснимые убийства, совершенные Фрэнком. Ну, в самом деле - он же не испытывает к этим детишкам никаких отрицательных чувств. Он с ними с удовольствием возится... Но рано или поздно наступает момент, когда в голове у него щелкает - пора! И он их убивает, при этом искренне наслаждаясь и процессом и результатом... То есть, он как будто изначально запрограммирован на истребление этих детей, как чужого биологического вида. В то же время, Фрэнк испытывает очень теплые чувства к маньяку-садисту Эрику и изо всех сил стремится его защитить. Фрэнк не очень любит отца, но даже не предпринимает никаких попыток его прикончить. Так это же элементарно - и отец, и Эрик относятся к его биологическому виду! Они не чужие, они свои! И этот закадычный приятель Фрэнка из города - Джейми, видимо, тоже воспринимается им, как свой, раз у него такое физическое уродство...
С этой же точки зрения можно предположить и - почему осы. Которых Фрэнк с удовольствием мучительно убивает на своей осиной фабрике. Попутно используя это все, как ритуал для магии и гадания. Ну вот, осы - по крайней мере, некоторые - истребляют же паразитов...
И второй момент - когда Фрэнк натыкается на овец и немного размышляет об этом. Что вот, овцы глупые, но это же человек сам их такими сделал... Потому что не мог переносить, чтобы они были свободными, умными и независимыми, овцы нужны были человеку тупыми и беспомощными, чтобы можно было их поедать, обстригать... И это все тоже относится к Фрэнку и его семейке. Ну, разумеется! То, что Фрэнк и прочие существуют и вполне себе процветают - разве это не само общество несет за это ответственность? Тем, что сознательно не замечает, не желает вмешиваться, не вдумывается, не беспокоится... Все эти люди из близлежащего городка - они же годами видят бегающего вокруг Фрэнка, и в то же время спокойно принимают за объяснение байку, что это временно живущий в гостях ребенок. Вот Фрэнк и живет без регистрации, без документов, как бы несуществующий для официального мира. Он не ходит в школу, не посещает врача... но никто и не хочет об этом задумываться, несмотря на то, что они с ним общаются достаточно тесно и регулярно. Включая представителя власти. Да что там горожане - даже родственники этой монструозной семейки, которые уж точно знают правду, просто игнорируют. Это же так удобно... и спокойно... Да и убийства маленьких детей, которые Фрэнк спокойно совершил одно за другим - и ведь никто даже не стал озадачиваться, почему раз за разом дети умирают и исчезают, оказавшись с Фрэнком наедине...
Так что все вполне обоснованно. Вопрос только в том, насколько уже Фрэнк и его родичи успели сожрать мозг и душу социума. И не осталось ли уже от человечества только оболочка с бессмысленной блаженной улыбкой...
Минус - не очень себе концовка, с этими внезапными раскрытиями жуткой тайны. Смазывает впечатление - как-то уже и лишнее, такое нагромождение...