Альфред де Виньи "Дневник поэта".
"Комедия - это общество. Драма - это человечество."
"Любому писателю, который хоть единожды в жизни изложит по важному вопросу все за и против, народное общественное мнение неизбежно откажет в доверии."
"Заставить других поверить в некую идею возможно, лишь если веришь в нее сам, хотя бы по видимости, и упорствуешь в этом."
"Если бы захотели подсчитать, из скольких грез складывается верная мысль, лучше бы прочувствовали ее цену."
"Те, кто превосходит прочих в утонченности и чистоте, уступает другим в деятельности: осуществление замысла всегда требует некоторой грубоватости."
"Притворяясь, что не веришь в успехи ребенка, можно его на эти успехи подвигнуть. Надо ему сказать: "Я уверен, что вы никогда не сумеете подняться на такую высоту"; он сделает усилие и поднимется. Детей и общество надо пришпоривать честью."
"Искусство в наши дни - религия, современный спиритуализм; это путь к новой вере."
"Врачи исцеляют тело только от обострений болезни. Великие писатели исцеляют душу только от яростных смут. Только распорядок жизни может привнести в организм гармонию; соблюдение философских принципов - это распорядок души."
"Характеру каждого человека присущ определенный возраст, коего он и придерживается. Книги и поступки каждого знаменитого человека оказывают влияние преимущественно на тех, чей возраст соответствует тому, который заложен в характере этого человека."
"Общество не поймет намерений писателя, если он будет изображать добродетель смешной."
"Поклоняющиеся божеству идеалисты толкают ближних на опасный путь, ибо чересчур спешат в будущее и идут к нему слишком большими шагами."
читать дальше
"Тайна - это гость, желающий укрыться в сердце честного человека, словно в неприступном убежище. Тот, кто ее выдает и предает, - вне закона у всех народов."
"Сатира может выражаться бессчетным числом способов, разнообразным до бесконечности. А чтобы выразить воодушевление и восторг, возможности наши скудны и ограничены. Разве это не доказывает преобладание зла над добром в сердце человеческом?"
"Меня радует, что посредственных авторов так много. Толпа лучше оценит трудности литературного мастерства, когда все будут писать или пытаться писать..."
"Алгебраическую логику негоже распространять на политический опыт, потому что она слишком поспешна, слишком далеко заводит и слишком прямолинейна. Общественные реформы возможны лишь при том условии, что идут неспешным, неприметным, извилистым путем, и идеи становятся поначалу аксиомами, затем желаниями,, затем обычаями и только потом прочными законами. Верное представление о реформе - это доброе семя, вовремя посаженное в почву, а не стрела, устремленная в будущее. Дерево растет и плодоносит, стрела ничего не задевает и пропадает без следа."
"Есть в литературе нечто низкое и презренное: свою душу в ней являют не в истинном виде, а во вторичном, приукрашенном."
"Для того чтобы понять Шекспира, мало понимать по-английски, надо понимать Шекспира, который сам по себе язык. Сердце Шекспира - это особый язык."
"Люди ищут существования, которое бы соответствовало их натуре."
"Самые гениальные люди - это почти всегда те, кто употребляет в речи самые точные сравнения. Мы - бедные, слабые люди, нас уносит бурным потоком мыслей, а мы цепляемся за любую ветку, лишь бы ухватиться хоть за что-нибудь в окутывающей нас пустоте!"
"В литературе есть нечто роковое: завоевать в ней положение раз и навсегда невозможно. При выходе каждого нового сочинения ваше имя снова ставится на карту, снова разыгрывается в лотерею наравне с самыми недостойными."
"Мы стенаем под бременем гнетущей нас судьбы; но откуда нам знать, не стенает и не страждет ли Бог от нашей беспрестанной деятельности?"
"Ад - это мысль, это созерцание себя самих."
"Лес у меня недостает духу вырубать, потому что большие деревья похожи на старых родственников и их отсутствие лишило бы поместья всякого очарования."
"Ах, адские столицы, Париж и Лондон, вы - две куртизанки, раззолоченные куртизанки... Вы вздымаете ввысь золотые весы правосудия, но в рукавах у вас - фальшивые гирьки, которые вы подбрасываете на чашу весов."
"Англия. Силу и единство этой нации составляет то, что каждый принадлежащий к ней человек смотрит на себя как на политика. Каждый гражданин рассуждает и действует в духе политики, которую проводит Англия."
"Массы хотят того же, чего и всякий человек: наслаждаться жизнью, не работая. Законодатель не в силах удовлетворить эту потребность, этот инстинкт. Зависть к тому, кто родился богатым и праздным, всегда будет демократическим чувством; раздавить богача всегда будет желанием бедняка, клеветать на богача всегда будет для него удовольствием, грабить богача - торжеством. Законы, призванные облегчить труд и справедливо делить заработную плату, - дело хорошее, но, как их не совершенствуй, они никогда не станут совершенны настолько, чтобы трудящийся перестал жаловаться. Его жалобы не иссякнут никогда. Христианская надежда, надежда на блаженство в лучшем мире, была лучшим бальзамом на раны трудящегося, потому что нет лекарства от вечной усталости, от неисцелимой хвори, от безутешного горя."
"Решительно, бумага не приносит счастья. Я перенес на нее все, что можно обнародовать, - стихи, книги, театральные пьесы, но веселее от этого мне не стало."
"Голова человека - как магнит: чем ее сильнее зарядить, тем в ней больше силы."
"Наборщик, размышляющий над своими литерами. Эта свинцовая литера - самый тонкий яд, какой только может поступить в кровеносные сосуды общества. И я говорю вам: если бы каждый из нас поразмыслил над тем, что делает, мы бы трепетали, выставляя их в отведенные им ячейки."
"Письмо в равной мере отражает того, кому оно написано и того, кто пишет; ибо помимо воли мы приспосабливаем свой стиль к характеру адресата, прикидываем, чего он от нас ожидает."
"Король и дворянство были двумя старинными любовниками, которых поссорили. Иногда они сходились, но прошлого не вернешь - им суждено было оставаться в разлуке из-за интриганки буржуазии."
"Драматизм, как и войну, любят за то, что в нем есть движение. Чистая мысль не добивается успеха, ибо ее надобно изучать. Ее следует преподносить в драматической пилюле."