Роман Шмараков "Леокадия и другие новеллы". Как ясно уже из названия, это сборник рассказов... или как еще назвать... временами похоже на эссе... или как это будет у литературоведов...
Автор, как почетный филолог, умеет красиво писать, умеет делать стилизации - и радостно этим занимается. Стилизации под античную литературу, стилизации под средневековую литературу, стилизации под русскую литературу века этак XVIII... Иногда автор вставляет туда и сюда анахронизмы, видимо, просто чтобы читатель не расслаблялся. Иногда это все складывается прямо в законченную историю, иногда это просто картинка. Очень мило. Или - если тоже перейти в предложенные эпохи - прелестно!
Позабавила история, в которой помимо чисто литературы задействована еще и живопись. Речь идет о картинах, которые пишет неназываемый молодой русский художник (повествование идет от первого лица). Одна - сделанная им копия с известной картины европейского гранда
Клотара. По описанию мне подозревается, что имеется в виду "Шоколадница" Лиотара. А другую он пишет на заказ для богатого клиента - я тут безо всяких сомнений скажу, что это "Всадница" Брюллова. Одна картина начинает жить своей жизнью. Вторая просто очень живо описывается автором... Ага! вот я сейчас думаю - а не намекает ли автор на то, что впоследствии и Всадница точно так же оживет и пойдет куролесить, как и Шоколадница? В общем, очень интересная идея! Прямо захотелось, чтобы кто-нибудь немедленно взялся и написал еще что-нибудь в таком же духе про картины!
"... Да и не прогневишь ли этим богов, которые, однажды поставив человека на место и как бы привыкнув к его служению, не радуются, когда человек бросает его и ищет другого..."
"Мирная торговля, пусть это даже будет торговля фессалийцев, достаточно управляется обычным благоразумием, чтобы ей искать еще покровительства демона."
"... это вызвало спор, в каком смысле можно сравнить поэзию с царством мертвых: ведь вдохновение, что в оракулах, что в поэтах, - одно и то же."
"Жрецы не забыли сообщить добрым согражданам, что над ними есть небо, но расходились в понимании способов, которыми можно туда попасть. Из-за этого вавилонцы вели себя кто как может, и это придавало их городу живописность помимо той, что принадлежала ему от природы."
"Время так длительно, а материал, на него отпущенный, столь ограничен, что природа вынуждена время от времени перелицовывать прежние события, если она хочет, чтобы хоть что-нибудь происходило."
"Природа озаботилась сделать людские глупости преходящими, книги их увековичили."
читать дальше
"Удивительно, как раздражаются от своих невзгод люди, способные в любую минуту написать утешение по поводу гибели Коринфа или от души примириться с предположительными бедствиями наших потомков."
"Тихая, однообразная жизнь пробудила в ней любопытство - а по эту сторону Стикса нет более покатого пути к мучению."
"Если бы это увидел философ, он, вероятно, оплакал бы свою ошибку, обычную для тех, кто путает добрые дела с бесплатными."
"У человеческого сердца есть глубины, в которые никто не спускался. Милосердные боги наделили нас столь многими заботами, чтобы нам было недосуг исследовать самих себя, ибо они знали, что это занятие для нас опасней ловли жемчуга и бесплодной погони за тенью."
"Конечно, казни теперь ждать не стоило - хотя некоторые из собравшихся решили на всякий случай остаться еще на день, - но царская милость есть зрелище, подобное явлению небесных богов, и никто из видевших ее не думал, что потратил время напрасно."
"Кто-то сказал, что войну рождают отношения не между людьми, а между вещами; о том судить я оставляю тем, кто умнее меня, а сам повторю только, что война сладка тому, кто ее не пробовал."
"...Сыздетства слышавший слишком много мнений, чтобы иметь самонадеянность держаться одного из них как истины."
"Кажется, удовольствию необходимо быть отчасти отравленным, чтоб мы сознавали его теперь же, а не потом, в воспоминаниях."
"... Счастливое отдаление, в какое русские уезды поставлены ко множеству мировых загадок..."
"... Путешествие, утешительное одним удовольствием его описывать."
"Самый умный человек находит что-нибудь в лести о себе."
"Он жил в идиллической компании рыжего кота, с которым совещался по всем важным вопросам домостроения."
"Часы издавали такой звук, словно ползли по стене, цепляясь за нее когтями."
"... О том думал я с привычным фатализмом русского человека, приступающего к той черте, за которой совершаются интимные отправления закона."
"Привычка чего с человеком не делает. По привычке живется, а отвыкнешь - помрешь, вот оно как говорится!"
"... Выказал такую суетливость, что в иные моменты, казалось, бегал уже вокруг самого себя."
"Не составляют для государя никакого богатства крепкие замки, тучные земли и лари, полные серебра и золота, если не обладают верностью люди, чьим рукам он вверяет все это, - если же она есть, то стяжает государь любое богатство и славу."
"Ландскнехты в рай не попадают, ибо император Максимилиан забыл оговорить это, когда составлял для них артикулы...
...А мортиры попадают в рай, потому что их переливают из церковных колоколов."
"... Он тотчас дал согласие принять их под свою руку и совершить с ними столько славных дел, на сколько им хватит врагов."
"Я лгу не больше, чем любой другой, - сказал Астарот, - и с великой охотою служу вестником истины всякий раз, как мне кажется, что ее вам будет трудней всего снести."
"... И "Отче наш" читай по книге, а то нечистый и то, что знаешь, заставит забыть."