Александр Бенуа "Дневник 1908-1916".

"Придя к Сереже //Дягилеву// в 9.30 часов, застал там "большую тревогу". Приехал хор, но по какому-то недоразумению не заплатил за последнюю часть пути. Их не пускают с вокзала - требуют деньги за три дня. Я с Мавриным поехал в "Лионский кредит" доставать по чеку деньги, а Сережа на станцию - успокаивать. Когда мы подъехали с мешком золота и серебра, то уже застали полное успокоение. Но какие же они страшилки, какие оборванцы! Сразу их кто-то надул, обворовал, и они полны негодования на Париж и французов."

"Все стоит. Нет ни людей, ни помещения, ни мебели. Во многом виноват сам Сережа, который восстановил против себя своим генеральским видом, финансовыми прижимами, а главное - плохо скрываемой ненавистью к французам, которая прорывается на каждом шагу."

"В 9 часов облачился во фрак и пошел в оперу. Я прослушал Сен-Санса оперу "Самсон и Далила" и музыку Лало "Намуна". И то и другое меня убедило безусловно, что пора нам учить наших учителей-французов. Что за пошлость и безвкусие!"

"День был сегодня мучительный. С величайшим трудом достали мы с улицы трех рабочих, чтобы они помогли нам таскать вещи."

"Весь мой день ушел на таскание костюмов и уборов на 10-й этаж Оперы. Как это весело и интересно! Вообще, что за махина и клоака этот Гранд Опера! В нем почему-то нет никакой поэзии."

"Приехали почти все артисты. Шаляпина сегодня на репетиции качали... Шаляпин целовался со мной взасос, но это только артистический балаган."

"Забавно было наблюдать, как три молоденькие танцовщицы все время прибегают из Фоли-Бержер смотреть на чудовищ-ирусских. Они в рабочих грубых трико и в смешных панталошках."

"С 12 до 1 часа присутствовал при репетиции полного действия. Общими усилиями учили дуру Ермоленко и фатишку Смирнова изображать умную Марину и героя-самозванца. Кое-чего добились, полонез выходит так себе, но все же лучше, чем вчера."
читать дальше