Жорж Бизе. Письма.
"Сегодня вечером мы прокатились немного в лодке по Тулонскому рейду, который произвел на меня сильное впечатление. Я никогда не подозревал, как грандиозно и своеобразно выглядит море. Завтра мы посетим два больших линейных корабля, один 70- другой 90-пушечный."
"На расстоянии 500 лье чувствуешь себя ближе, когда любишь друг друга, чем на расстоянии десяти шагов, если равнодушен."
"В этой чертовой стране все думают лишь о попрошайничестве. Но пьемонтцы нищенствуют разными способами: днем - с протянутой рукой, а ночью с карабином."
"Я убежден, что упадок в искусстве - неизбежное следствие политического упадка."
"Справедливость требует сказать, что в Италии нет пианистов - и если умеешь играть гамму до мажор двумя руками, уже считаешься великим артистом."
"Сейчас такая погода, что даже Колэна на улицу не выгонишь! Невозможно смотреть на вечный город без солнца: без него все выглядит печальным; кажется, все шедевры искусства заимствуют у солнца свой блеск."
"... Именно в Ватикане находятся великолепные фрески Микеланджело... Впечатление, которое они на меня произвели, было чрезвычайно глубоким. Во Флоренции я видел великолепные вещи, но я мог их предвидеть, в то время как Микеланджело!.."
"За восемь дней я невероятно похудел и вижу теперь у себя целую массу костей, о которых прежде и не подозревал."
"Эти дни я был очень расположен сочинять и написал в постели отрывок Te Deum, от которого, я надеюсь, во всяком случае, не очень будет пахнуть лихорадкой."
"Право же, ничто по красоте не может сравниться с Римом. Теперь я уже привык к виду сохнущего белья на всех окнах, приспособился не замечать нищих, наводняющих улицы и т.д."
//Шарль Гуно//: "Восхищайся же, восхищайся, как можно больше: восхищение - это благородная способность и, вместе с тем, олдно из самых живейших наслаждений человека, если не самое живое из всех. Восхищаясь, растешь..."
читать дальше
"Здесь, где ничто не защищает литературных прав, берут пьесу г-на Скриба, переводят ее и подписывают своим именем, не меняя в ней ни слова. Самое большее, если изменят название."
"Женщины здесь добродетельны только до появления двух паули (один франк), а почти все мужчины готовы заняться каким угодно ремеслом ради одного сольди. То же и в высшем обществе, только там дороже."
"Лихорадка здесь в большей или меньшей степени всюду. Целые улицы заражены ею. Чтобы жить в Риме, нужно быть сильным и особенно необходимо обладать нелихорадочным темпераментом."
"Я поручу Генстэну, стипендиату из Афин, занести тебе фотографию внутреннего фасада Виллы Медичи. Ты увидишь, можно ли скучать в таком раю."
"Что за дьявольское бешенство живет в этих литераторах? Чего ради бросаться с головой в политику?"
"Убежден, что лучше писать плохо, чем посредственно."
"Все считают, будто бы препятствия существуют не для меня и что мой путь ясно начертан. Мне очень бы этого хотелось... но я опасаюсь того скрытого сопротивления, когда вам не говорят ничего неприятного, но упорно мешают продвигаться вперед."
"Я начинаю чувствовать себя художником; я двигаюсь самостоятельно, но сколько ложных шагов, сколько провалов! Как счастлив тот, кто не ломает себе шеи в потемках искусства."
"Было бы чудесно достичь того, чтобы имя твое записали хотя бы на полях золотой книги творчества!"
"Будем без шума ждать будущего и скажем себе следующее: что бы ни случилось, мы всегда будем в числе избранных, ибо мы понимаем и любим прекрасное."
"Время, воля и огонь в сердце - вот все, что нужно, чтобы разбить, как стекло, все препятствия."
"Есть два рода гениев: гений от природы и гений от разума. При всем моем необъятном восхищении вторым, не скрою, что первый привлекает все мои симпатии."
"Да, я не доверяю легкости письма: меня окружает десять неглупых малых, из которых ничего не выйдет, кроме посредственных художников, именно вследствие той роковой доверчивости, с которой они предаются своей большой умелости. Умение в искусстве, конечно, необходимо, но оно перестает быть опасным лишь тогда, когда человек и артист сформировались."
"Y не упустил ни одного случая послать кого-нибудь к своим, чтобы получить из дома носки, рюки и т.п. Приятные поручения, не правда ли, особенно для дам!"
"О людях по-настоящему можно судить лишь на расстоянии."
"Нет, не плакать нужно, а побеждать... Не знаю, откуда эти строки, но они - мой девиз!"
"Ведь так легко проходить мимо людей, ничего у них не прося! Когда обладаешь талантом, то вламываешься в двери и ни в чем никому не обязан."
"...что касается Ломбардии, то в ней ограничиваются тем, что аплодируют и бросают цветы; а таким путем не освободишь свою страну. Словом, в Италии, где 25 миллионов жителей, Гарибальди не смог собрать и 10000 волонтеров. Не постыдно ли это..."