Морис Дрюон "Истоки и берега".
"В своих книгах я вижу свой скромный вклад в строительство запруды на реке забвения, воды которой угрожают поглотить нас всех."
"Не думаю, что можно по-настоящему понять наше время, объяснить его страхи, воздать должное его свершениям, оценить опасности, ему угрожающие, не изучив достаточным образом Средиземное море - место скопления духовного планктона."
"... Букет корабельных мачт, символ приключений и дальних странствий, покачивающийся у розового причала."
"В латыни все деревья были женского рода. Латинский язык сделал правильный выбор, с этим согласится каждый, кто видел цветущий миндаль. Я не могу считать год начавшимся, пока не увижу небесную лазурь сквозь слоновую кость и кораллы цветущего миндаля."
"...А еще есть сам миндаль. В наши дни он так и остается - несобранный, нетронутый, обделенный вниманием - висеть на ветках в своей дырчатой скорлупе до зимы, до следующего цветения. Откуда эта беспечность? Неужели дети разучились протягивать руку, неужели никого в этом мире не привлекает больше эта душистая мякоть? Или время нынче так дорого стоит человеку, что он стал пренебрегать земными дарами?"
"В то время, как повсюду человек прилагает весь свой труд, направляет всю свою гордыню на преобразование неорганических веществ, на преодоление расстояний, на сокращение времени, Камарг напоминает ему, что, приняв на себя роль хозяина стихий, неба, времени, он прежде всего хозяин животных, хозяин чужих жизней, и это его главный и почетный долг."
"Настоящую страну нельзя купить в сувенирном киоске."
"Это и есть Флоренция. Сначала в ней надо заблудиться."
"Флоренция - город тысячи жемчужин, собранных в одной раковине."
читать дальше
"Существуют два типа городов: города-лабиринты и города-ортогоны, города, где улицы змеятся, переплетаются, сворачиваются клубками, и города, где прямолинейные улицы пересекаются под прямым углом. Впрочем, следует отметить, что все города, где когда-то зародились и развивались крупные цивилизации, относятся к городам-лабиринтам. Зато города-ортогоны славятся успешной экономической деятельностью, товарообменом, обработкой продуктов цивилизации, только вот не актами творчества, этой цивилизации присущими. Это объясняется тем, что любой город есть отображение человека. А человек выстроен вовсе не по ортогональному плану: его внутренности расположены не под прямым углом; его настроения, пища, мысли не следуют прямым линиям чертежа. И, создавая город по прямолинейному плану, человек наделяет его той строгостью и той иллюзорной достоверностью, которые хотел бы видеть в своих собственных деяниях. А вот городу-лабиринту он сообщает свою истину."
"С цивилизацией - как с наследственностью. Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты. А потому надо заставить себя уважать его, ибо презирать его означает презирать самого себя. Нет, невозможно сделать так, чтобы мы перестали походить самым существенным образом на людей, что жили до нас, чтобы наши судьбы не повторяли их судьбы. Мы можем надеяться на то, что сделаем больше или лучше, чем наши предшественники, но было бы полным безумием воображать, что мы можем в чем-то коренным образом отличаться от них, будь то строение нашего тела или склад ума. Упорствующие в отрицании прошлого показывают лишь, что им ненавистно нечто в их собственном образе, а это отвратительно."
"Нам трудно судить о произведениях, возраст которых едва перевалил за сотню лет."
"Прежде чем требовать от человека любви к ближнему, надо было бы призвать его сперва полюбить себя самого. Впрочем, любить себя можно только тогда, когда ты понимаешь, что жизнь - это большая честь..."
"... Такая же история, как с Гомером, Шекспиром, Гюго, Нам столько рассказывали о них, столько твердили, что они - шедевр, и поэтому нам стало казаться, будто мы знаем их, даже не успев увидеть собственными глазами, и не ждем от этой встречи никакого сюрприза."
"Длинный перечень величайших талантов звучит словно молитва."
"Пропорции - это счастье, переведенное на язык пластики."
"Искусство рождается из желания человека заявить о своей незаменимости."
"Взятые вне контекста образы Виктора Гюго вызовут смех у утонченных умов! Но чрезмерность в деталях необходима та, где целое чрезмерно."
"Только в дурные времена люди забывают, что так называемая декоративная архитектура тоже имеет свое назначение, свою пользу; созерцание собственных творений заставляет человека уважительнее относиться к самому себе."
"Народ хорошо познается по его праздникам."
"В истории гению часто противостоит не сила, а тщеславие и измена."
"Острова больше похожи на богинь, чем на обыкновенных женщин: любовь к ним можно делить с другими, нимало от этого не страдая."