Дельфина де Жирарден "Парижские письма виконта де Лоне".
"На этой неделе не произошло ничего особенно примечательного: в Португалии случилась революция, в Париже назначили министров, на Бирже упали котировки, в Опере поставили новый балет, в саду Тюильри показались два капота из белого атласа."
"Топить камины в сентябре, если на улице уже холодно, - это еще куда ни шло, но обряжаться в атлас, когда зима еще не наступила, противно природе."
"Иные утверждают, что Париж сделался скучен; нам, напротив, представляется, что жить в нем нынче весьма приятно: знакомых нигде не встретишь, город нынче населен одними провинциалами. Чувствуешь себя, как в путешествии, но при этом наслаждаешься всеми удобствами собственного жилища. Тот, кто изучает Париж в это время года, проникается любовью к этому городу, потому что встречает здесь только тех людей, которые от него в восхищении; по улицам бродят толпы восторженных зевак; это прелесть, что такое: зеваки заморские, зеваки заграничные, зеваки зарейнские, все, кроме зевак замогильных, как выразился бы господин де Шатобриан, - впрочем, не станем ручаться, что кто-нибудь из этих последних не замешался в уличную толпу."
"Человек
скучающий занимает так много жизненного пространства! его присутствие так обременительно! своими всхлипами и зевками он поглощает столько воздуха!"
"Те, у кого много ума, ничуть не более щедры, чем те, у кого много денег."
"Настоящая комедия разыгрывается в зрительном зале, когда на сцене представляют добродетельную драму."
"Французская публика более всего чувствительна к лести и любит тех художников, которые изображают ее наименее близко к истине. Истины французская публика боится как огня. Ее влекут чудовища в любом роде - чудовища преступные и чудовища добродетельные. Видеть людей такими, как в жизни, переменчивыми и непостоянными, она не желает. Ей потребны воплощения абсолютного добра или абсолютного зла."
"То был один из тех разговоров, в котором собеседники судят друг о друге не только по тому, что говорят, но и по тому, о чем предпочитают умолчать."
"Все обсуждали последнюю новость - что никто не покусился на жизнь короля."
"Слава не приносит процентов; нет нотариуса, который бы взялся составить опись лавровых венков."
читать дальше
"Как ни прискорбно, приходится признать: есть мода на платье, и есть мода на добродетели, из чего кое-кто, пожалуй, сделает вывод, что и добродетели есть не что иное, как украшения. Иные добродетели устарели настолько, что могут повредить человеку светскому; некогда твердость слыла добродетелью королей, сегодня ее именуют королевским произволом; некогда милосердие казалось прекрасным в любых обстоятельствах, сегодня в нем видят политическую ошибку, и самый ничтожный из министров не прощает королю, дерзнувшему помиловать преступника без согласия кабинета. Некогда люди отличали добро от зла по наитию, сегодня они тратят на изучение этого вопроса целую жизнь, да и то благородным душам случается допускать ошибки."
"Нас уверяют, что на смену хорошим манерам пришли добрые дела, и это очень кстати. Нашим нравам король-гражданин пристал больше, нежели король-джентльмен. государственный корабль больше никогда не будет великолепным парусником, бороздящим морскую гладь по прихоти ветров; отныне это тяжелый пароход, груженный углем и картошкой, отплывающий точно по расписанию и с такою же точностью прибывающий в пункт назначения."
"Остерегайтесь мелочных умов, мелочных советов и мелочных дрязг! От глаз того, кто спустился в долину, самый крошечный кустик может скрыть гору, зато между самыми высокими деревьями всегда виднеется небо."
"Ах, боже мой! что у нас за страна! Каждые полгода то покушение, то казнь - право, это скучно."
"Последние два дня со всех сторон слышатся только две фразы: мужчины восклицают "Какой стыд!", а женщины - "Бедная королева!". О, жалкая страна, где народ жалеет королевскую власть."
"... Ведь скоро Новый год; все мы отправляемся за дешевыми безделушками, которые велит покупать разум, и при этом с сожалением смотрим на все то, что нам действительно нравится и что разум покупать не велит."
"Когда же мы научимся подражать с умом? Когда наконец догадаемся, что обычай, который делает честь одному, другого способен лишь выставить в смешном свете?"
"Если для богача жизнь в роскоши - долг и обязанность, то для человека с малым достатком такая жизнь есть поведение антиобщественное."
"Первая обязанность правосудия - беспристрастие."
"В Сен-Жерменском предместье устраивают скромные вечера для немногих и тщательно избегают всего, что хоть как-то напоминает бал; например, здесь не танцуют - но вальсируют; вальс - это более печально и более прилично; это, можно сказать, дело случая. Кто-то, например, садится к роялю и начинает наигрывать вальс просто так, потому что мелодия нравится; тут все приходят в восторг, просят сыграть этот вальс еще раз и восторгаются еще громче; меж тем единственный способ воздать должное вальсу - это начать вальсировать; сказано - сделано, и вот вам контрабандные радости: бала никто не устраивал, приглашений никто не рассылал, ну а если юные девицы невзначай сделали несколько туров вальса - что же в этом дурного?"
"Поскольку у нас все убеждены, что если тебе нечего сказать - это еще не причина для того, чтобы ничего не говорить, то, когда новостей нет, их изобретают."
"Найдутся упрямцы, которые, увидев вас, скорее согласятся поверить, что вы воскресли, чем признать, что напрасно принимали на веру россказни о вашей смерти."
"Говорить ради того, чтобы говорить - это чистое безумие. Вы ведь не поете, если у вас нет голоса, отчего же вы почитаете необходимым беседовать, не имея предмета для беседы?"
"Шум, производимый другими, всегда утомителен."
"Нынче любовь стала делом случая; любят того или ту, с кем чаще видятся; чтобы далеко не ходить, выбирают из узкого круга ближайших знакомых."
"Мы слишком эгоистичны для того, чтобы иметь фантазию; дело в том, что фантазировать может лишь тот, кто способен забыть себя, мы же в этом отношении все поголовно отличаемся превосходной памятью."
"... Борьба с толпой, которая во Франции именуется танцами."
"Несколько комплиментов достанет, чтобы превратить забавного болтуна в автора с великими притязаниями. Мы искренне убеждены, что чересчур быстрый успех погубил больше талантов, нежели самые незаслуженные напасти."
"Парижский свет делится на две совершенно несхожие половины, на два общества, которые так же далеки одно от другого, как две разные секты, так же чужды одно другому, как две враждующие армии; единственное, что их связывает, это неизменное взаимное презрение; но удивительнее и любопытнее всего, что каждая из сторон пользуется одними и теми же словами для выражения мыслей самых противоположных."
"Давеча одна хорошенькая женщина сказала, что скоро откроет двери своего салона, но ни за что не станет приглашать женщин старше тридцати. "Отлично придумано, - согласилась ее кузина, - но поторопись, через год ты уже не сможешь пригласить саму себя". Кузина есть не что иное, как наказание Божье."
"Кругом мы видим множество неизвестных мехов, включая домашнего горностая, от которого мы советуем держаться подальше. В этом году было выдумано множество диких животных, о которых естествоиспытатели не имеют ни малейшего понятия, фантастических животных из породы муфт."
"Человеку случается притворяться не только святошей, но и шалопаем, и невозможно сказать, какой из этих обманов более труден и более преступен."
"Любовь к портретам полезна хотя бы тем, что дает работу множеству живописцев."
"Сюжет показался нам очень смелым; мы-то всегда ищем новые идеи, и потому нам кажется, что для изображения вещей, всем давно известных, потребно куда больше смелости, чем для изобретения вещей самых невероятных."
"... Здоровье без жизни - вещь более чем сомнительная. Если вы толстый и красивый, но мертвый, проку от вашей красоты не будет."
"Неверность - то же, что смерть; она или есть, или ее нет."