Зоя Журавлева "Сними панцирь!" Из советских детских книжек. Еще одна прекрасная книжка прекрасного автора (мне в детстве не попалось).
Сюжет: мальчик Леня (или Ледик, для друзей) живет с отцом в заповеднике в пустыне Каракум. Тут организован маленький научный пост - метеостанция, лаборатория, еще там что-то. Отец Ледика всем этим руководит. Еще здесь небольшой, но очень дружный коллектив, практически одна семья. Ледик целыми днями играет со своей ровесницей Ариной. Еще из детей тут толстый Витя, но ему четыре года, и шестилетние Ледик с Ариной снисходительно считают его маленьким... Здесь все относятся друг к другу с уважением и душевным теплом - и в коллективе, и в ближайшем туркменском поселке. А вокруг царит огромный и интересный мир пустыни. Это только чужаку кажется, что пустыня - скучное и неприятное место. А Ледик с друзьями знает, сколько тут всего - змеи, жуки, пауки, ящерицы, тушканчики... птицы и колючки... Пустыня всегда разная! Это все дети и взрослые с энтузиазмом объясняют и показывают тете Наде, приехавшей аж из Москвы, потому что родители Арины уехали в отпуск, и тетя Надя согласилась за это время пожить с Ариной.
Нельзя сказать, что в книжке прямо уж что-то происходит (хотя вскользь упоминается), но она очень приятная и славная. Создает эффект присутствия - как будто чувствуешь зной пустыни, слышишь шорох песчинок, завывание ветра... не говоря уж о присутствии где-то рядом соответствующей флоры и фауны. Написано от лица шестилетнего мальчика и соответствующим языком - простые, короткие предложения. Но все равно выходит очень выразительно.
Поразительно, что несмотря на целевую аудиторию - для младшего школьного возраста - автор совсем не избегает острых тем и при этом умудряется упоминать их невзначай, доступно для возраста. Как, например, упоминание о браконьерах. Особенно интересно, что автор сюда включила дополнительные смысловые слои, которые, я думаю, шестилетки уж точно не поймут - как вот явно развивающиеся отношения между отцом Ледика и тетей Надей, или трудный
любовный треугольник, возникший среди персонала научной станции... нет, они все прекрасные люди и берегут друг друга, но чувствуется, что им очень нелегко... Интересно, зачем автор это добавила - для более взрослых читателей? Или с дальним прицелом, что сейчас юные читатели этого не поймут, но где-то у них отложится, что так тоже бывает в мире взрослых, и это не значит, что тут кто-то виноват...
Дополнительно об оформлении - очень концептуальное! Много иллюстраций, выполненных в стиле детских рисунков - схематичные человечки, яркие краски, все такое. Что, конечно, усиливает впечатление от повествования от лица шестилетнего мальчика. Мне нравится. В смысле, сейчас. Но честно скажу, что в детстве я бы вряд ли такой подход сильно оценила, я тогда все-таки не признавала концептуального и предпочитала, чтобы было красиво!
"Когда верблюд садится, он сразу поджимает ноги. Будто ему стукнули под коленки. А лететь с верблюда очень высоко, особенно с вещами. Приборы, если с верблюда летят, сразу теряют точность. Это научные приборы, они капризные."
"Папа любит у Веты спрашивать про погоду. Ему названия особенно нравятся. Облаков и всего остального."
"Снег у нас и зимой редко идет. И на лету тает. Мы с Ариной прямо языком его ловим. А то и забудешь - какой снег."
" - Я, когда вырасту, тоже рисовать буду, - говорит Арина. - Сейчас мне некогда рисовать."
читать дальше
"Любе не до шуток. Этот кот у нее прямо как человек. Такой преданный кот! Люба к нам с Украины приехала. И кот за ней приехал, с Украины. Он вот как приехал. Люба на Украине в селе жила. И этого кота отняла у мальчишек. Мальчишки его мучали, загоняли в пруд. Он еще был котенок, а у Любы вырос. Потом Люба техникум окончила и решила ехать сюда, в пустыню. Люба чемодан собрала, попрощалась со всеми и поехала на станцию. Вдруг видит: кто-то сзади бежит по дороге. Село уже проехали, а кто-то бежит. Это Любин кот. Бежит и кричит, как человек. У Любы прямо сердце перевернулось. Машину, конечно, остановили, и Люба кота взяла с собой. Она его в корзинке везла. Как будто грибы. И он всю дорогу молчал. Никто в поезде даже не подумал, что в корзинке кот. Это такой кот!"
"Матвеевна у нас веселая, все помирать собирается. Говорит Марине Ивановне: "Опять пиалушки не завезли, представляешь? Сколько ругалась! Помереть, что ли? Мигом завезут!"
"Молока как раз нет. Кончилось. Люба со станции прибегала - кота своего поить, прорву эту с когтями. Этот кот прекрасно без молока проживает, что он - ребенок?"
"Верблюды Матвеевне не нравятся. Двух похожих нет - вот что Матвеевне особенно у верблюдов не нравится. Они только на картинках похожи. Как закричат - будто конец света."
"Этого петуха все боятся. Дядя Володя никого не боится, никаких змей. А петуха он побаивается, петух его один раз в лицо чуть не клюнул. Из него бы давно суп сварили, но, к сожалению, этот петух имеет научную ценность."
"Она к соседке ходила и наказала Байрамчику, чтобы дома был порядок. Теперь она очень довольна, что дома порядок. Самый-самый младший брат спит. Другой самый младший брат смеется. Мы бегаем, не плачет никто. Значит, дома - порядок."
"- Пускай поиграет, - говорит Матвеевна тете Наде. - Этот конь у меня уцененный, у него глаз косит. Скоро списывать буду, а пока пусть поиграет. Витя на моего Костика похож, тоже был глазастый, с саблей бегал.
- Сын? - спрашивает тетя Надя.
- Был до войны сын, - говорит Матвеевна и Арине кричит. - Вон сервиз на полке возьми!
Это как раз детский сервиз, там поварешка есть. Матвеевна этот сервиз специально для Арины с базы взяла.
- Я заплачу, - говорит тетя Надя.
Но Матвеевна этот сервиз хочет Арине подарить. Что деньги? Саксаул, вот что!"
"« - Человек должен на одном месте жить, - говорит папа.
- На этом месте? - спрашиваю я. - Хорошее, конечно, место.
- На любом, - говорит папа. - На каком-нибудь. Только тогда он может в землю врасти, и земля человеку прекрасна.
- Но корней же у человека нет, - говорю я.
- Ошибаешься... Только у человека и есть корни, мы просто не замечаем.»
"В хорошем коллективе плохие люди не держатся."
"Вон как все любопытно в природе устроено. Нет ни вредных животных, ни специально полезных - это люди придумали, чтобы им было удобней. Неправильно разделили мир на полезных и вредных, пора от этого отказываться. В природе все друг другу нужны, только все вместе могут существовать - и это прекрасно."
"Дядя Володя со склада идет, говорит:
- Только три лопаты нашел. В прошлый раз две сломали, больше нет. Заказать надо было, Никитич!
- Я заказывал, - говорит папа.
- А где же они?
- Электронный микроскоп дали..."
"Гюрза - исключительно умная змея! Никогда не шипит. Она сразу кусает своим ядовитым зубом, чего она будет шипеть."
"Дядя Володя ни у кого ничего не может отнять. Он слишком добрый, говорит тетя Наташа. "Как это - слишком? - смеется дядя Володя. - Разве можно быть добрым слишком?" - "Можно, - говорит тетя Наташа.- Ты без друзей пропадешь. Твое счастье, что ты с друзьями живешь."
" - У вас работа такая, - говорит тетя Надя. - Вы всюду дома. А вот я, например, историк. Куда же мне?
Тут тетя Надя совсем неправа, так папа считает. Историк как раз всюду нужен. А то все интересное забывается."
"Чай терпение любит. Его такие люди придумали, которые могут песчинки в пустыне пересчитать одну за другой, и ни один мускул у них не дрогнет, пока считают. Такие терпеливые люди!"