Дэйв Дункан "Небосвод мечей". Есть все-таки что-то особо приятное в том,чтобы почитать старую добрую героическую фэнтези. Которая сейчас вышла из моды, да. В любом случае я обожаю Дункана и всегда с большим интересом читаю его книги.
Сюжет: в третьей книге цикла про Королевских Клинков на первый план выдвигается принцесса Малинда, единственная наследница короля Шивиаля Амброза. В общем говоря - композиция здесь нелинейная, со скачками во времени и забегами вперед-назад, но у Дункана меня даже это не раздражает - рассказывается ее история со времен счастливого детства (на фоне прочего), до бурной юности и трагического финала... Насчет финала читатель не обманывается с самого начала, поскольку композиция... в смысле, с финала мы как раз начали. Вот и показывается обстоятельно и во всех подробностях, как одно цепляется за другое, и все катится под откос с нарастающей скоростью.
Но поскольку автор не Мартин, то он таки подумал и вытянул своих любимых героев. Я рада.
Книжка читалась исключительно тяжело, потому что тут кругом такая чернуха и безнадега. Я вообще любитель заглядывать на последние страницы, и автор меня там успокоил, что в итоге все будет хорошо, но ведь до этого еще добраться надо! А так - орден Клинков распущен, последние Клинки, в сущности, просто мальчишки! помирают так бессмысленно... Дюрандаль погибает! да еще так ужасно... А я очень люблю Дюрандаля. В конце концов, это же его цикл! Невыносимо читать, как его пытками доводят до такого унижения... Радгар погибает - почти так же. Радгар не Дюрандаль, но тоже не заслужил такого конца! Да уж, это была славная охота (с). Добраться до финала, я имею в виду.
Интересно, что в цикле все книги получились так по-разному. Первая - чистая героика, баллада или эпос. Вторая - приключенческий роман, что-нибудь вроде Хаггарда. А эта - прямо социальная драма. Или политическая. Вопросы власти и ответственности, тяжелые и болезненные.
Также любопытно, что вот - автор происходит из западной культуры со старинными демократическими традициями (как у нас твердят беспрерывно), однако, принимаясь за конструирование своего государства с политическим процессом, опять почему-то приходит к тому, что тиранический и тоталитарный правитель, как Амброз, гораздо лучше, чем правитель с идеями и благородными стремлениями (то есть, только с ними одними)... Потому что каким бы у тебя не были благородные идеи и стремления, они не помогут удержать порядок и прекратить смуты и гражданскую войну... Очень интересно, да.
Или, опять же, принцесса Малинда, которая безнадежно бьется против обычая и традиции. Она имеет все данные для того, чтобы стать хорошим правителем, но общество не видит на месте правителя женщину. Общество видит женщину в строго определенных социальных ролях, и правитель королевства в этот перечень не входит.
Хм, если подумать, так Дункан подходит еще жестче Мартина. Просто он не так чернушно пишет, а по результатам-то выходит... полный конец обеда.

"- Сэр Пьерс, я устала и очень хочу есть, но сегодняшняя ночь принадлежит Шивиалю. Что нужно сделать прежде всего?
- Все, Ваше Величество! - мрачно проговорил он. - Однако, я нередко слышал от вашего досточтимого отца, что страна, которая не может подождать часа, это не страна. История не осудит вас, если вы устроите маленький перерыв, чтобы отдохнуть, перекусить и переодеться."

"Если на это способен мужчина, значит, править не так уж и трудно, разве нет?"

"Лучше всего мы понимаем те события, которые уже произошли."

"Ты знаешь, что самое приятное, когда у тебя за спиной стоит целая армия? Тебе не нужно все время сохранять любезность. Иногда вежливость утомляет."

"Мне всегда казалось, что королевская кровь обязывает к королевскому долгу. Неужели ты, будучи в здравом уме, допустишь, чтобы твою родину постигли разорение и хаос, только потому, что не хочешь себя обременять?"