"Переписка Николая II и Вильгельма II". Книжка, изданная в очередном эксмовском издательском ответвлении. Они их как пирожки пекут. Представляет, согласно названию письма-телеграммы двух печально известных монархов.
Материал интересный... ну, наверное... Я же не историк, я дилетант-любитель. Есть вступление Старикова и комментарии. Книжка небольшая. Комментариев тоже не завались.
Есть вопросы и замечания. Прежде всего - название определенно может ввести в заблуждение. Потому что тут представлены главным образом письма и телеграммы Вильгельма. От Николая буквально пара-тройка документов. Получается, так сказать, сильно односторонняя подача. Нет обратной связи. Хотя по тексту писем вроде как можно понять, что Николай тоже что-то писал... должен был... не оставлял же он без внимания эти тонны писем!
Тогда где это все? Тут есть маленькое примечание, что издание является перепечаткой издания 1923 года. Ну, я опять же не поняла, что это за издание, где и кем оно было издано... Если в Советской России, тогда понятен односторонний подбор писем - корреспонденция Вильгельма тут хранилась в архивах, а письма Николая тогда должны были храниться в Берлине и, скорее всего, были недоступны. Ну так то тогда, а сейчас-то чего? Почему нельзя было поднять и дополнить?
Ну, я понимаю, что никто не хотел заморачиваться и тратиться, проще взять и перепечатать, вопрос риторический.
Но я опять же не понимаю, почему тут в текстах письмах идет такой разброд - есть ссылки на английский текст, на французский... Что ли Вильгельм писал Николаю со вставками на этих языках? Я полагаю, что Николай должен был прекрасно понимать немецкий, так в чем дело... Что ли эти вставки идут для живописности? Ага, но тогда непонятно, почему тут же есть много ссылок и на немецкий! Это-то как могло образоваться? Ну, то есть, если письма изначально издавались на английском, тогда еще можно представить, что они какие-то куски оригинального текста оставляли так... В общем, загадка. В самой книге никаких пояснений нет.
Что касается самого материала, взятого чисто самого по себе... Я вот, следует заметить, давно собираюсь почитать эпохальный труд Б.Такман про первую мировую, который даже покойный президент Кеннеди отмечал, как страшно значимый... Все собираюсь и собираюсь, собираюсь и собираюсь... Уже и юбилейные даты давным-давно прошли... Но сейчас думаю, что вышло даже удачно! В смысле, я полагаю, что там же история подается с точки зрения англосаксов, и они поди валят всю вину на немцев. Тут к гадалке не ходи. А сейчас у меня будет и альтернативный взгляд! Где-то как-то.
В общем, судя по письмам, Вильгельм предстает, как человек, конечно, со своими заскоками (страх перед
желтой расой и т.д.), но далеко не дурак. (Это я к тому, что у англосаксов сложилась традиция изображать немцев придурками, дебилами, тупыми солдафонами, ограниченными уродами, в общем, гоблинами, орками и подданными Мордора). У Вильгельма, похоже, прекрасно поставленная разведка, и он всегда располагает кучей сведений. Особо захватнических и экспансивных планов не просматривается (хотя, понятно, такие деликатные вопросы никто не будет поднимать в переписке с возможным союзником-противником) - так, прибрать там и сям кусочек, укрепиться, построиться... Но его глубоко возмущает политика Англии, которая знай себе ширится и распространяется на весь земной шар. Вильгельм остро чувствует, еще с 1890-х, что Англия настроена на военную бойню любой ценой и также улавливает, кому по этому сценарию уготована роль жертвы и главного виновника. Двадцать с лишком лет он пытается избежать войны, в которую его втягивают, в том числе возбуждая общее негативное мнение. Носится с идеей союза континентальных монархий, который может противодействовать английской коалиции. Ну, история всем известна, мы знаем, что это ему не удалось.
А Николай, которого немцы заваливали аналитическими подборками и разведданными, предлагая различные планы союзов, пактов и коалиций, причем срочно и не откладывая - жевал сопли. По другому и не скажешь. (Крик души Вильгельма времен русско-японской войны - "я же отправил все данные о постройке крейсеров и их вооружении, почему вы их нафиг не взорвали?!" Ну, перефразируя. )
Однако, обрисованная в письмах политическая обстановка что-то до боли напоминает текущую. Что не может не настораживать.
читать дальше
Все - из писем Вильгельма.
"Я непрерывно молюсь богу за тебя и твое счастье. Да подкрепит тебя небо в твоей скорби, да пришлет оно тебе сил исполнить твой тяжелый долг, и пусть продолжительное и мирное царствование даст тебе возможность заботиться о благе твоих подданных."
"Мой рейхстаг держит себя из рук вон скверно, колеблясь между социалистами, подстрекаемыми жидами, и ультрамонтанами-католиками; насколько я могу судить, скоро обе партии надо будет поголовно перевешать."
"Несомненно, что для России великой задачей будущего является дело цивилизации Азиатского материка и защиты Европы от вторжения великой желтой расы."
"Надеюсь, что как я охотно помогу тебе уладить вопрос о возможных территориальных аннексиях для России, так и ты благосклонно отнесешься к тому, чтобы Германия приобрела порт где-нибудь, где это не стеснит тебя."
"Республиканцы - революционеры по сути, и с ними совершенно правильно обращались как с людьми, которых следует расстреливать или вешать."
"Иностранная политика Англии стала совершенно таинственной и непонятной, а необычайный способ, каким английский флот угрожающе собрался вокруг Дарданелл, показывает, что они там что-то замышляют."
"Припомни, что и ты, и я условились в Петергофе никогда не забывать, что магометание были бы страшно крупной картой в нашей игре в том случае, если бы ты и я внезапно оказались в состоянии войны с известной, сующей всюду свой нос державой."
"Я всегда боюсь, что благодаря частым и продолжительным поездкам во Францию люди, сами того не чувствуя, пропитываются республиканскими идеями. Вот тебе пример: несколько лет тому назад один господин с ужасом рассказал мне, что в одном фешенебельном салоне в Париже он слышал, как русский генерал на вопрос, разобьет ли Россия германскую армию, ответил: "О, конечно, нас разобьют вдребезги, но что же из этого? Тогда у нас будет республика". Вот чего я боюсь для тебя, мой дорогой Ники. Не забывай Скобелева, развивавшего как-то раз за обедом свой план похищения сразу всей императорской семьи! Поэтому следи зорко, чтобы твои генералы не слишком увлекались Р.Ф." //республиканской Францией//
"Турция вовсе не умирающий человек, а напротив, живет полной жизнью. Берегись затрагивать национальную честь мусульман или их калифа!"
"Очень интересная новость дошла до меня из Софии. Премьер "архи-интригана" //князя Болгарского// в одном послеобеденном разговоре изъявил крайнее недовольство свое и своей страны Мюрцштегской программой. Он сказал, что этого им мало и что они должны настаивать на получении большего. Но так как он вполне уверен, что императорские державы не дадут больше, то все в Болгарии обратились в сторону Италии, Англии и Франции! Только от этих стран можно ждать чего-либо для будущего Болгарии и Македонии. Только они дадут "свободу", т.е. парламенты и республики угнетенным балканским народам. Это еще раз доказывает тебе то, на что я намекал в нашем разговоре, что "крымская комбинация" образуется и действует в ущерб русским интересам на востоке. "Демократические страны, управляемые парламентским большинством, против императорских монархий" - история будет постоянно повторяться."
"Посылаю тебе... две английские вывески из 4-копеечной газеты, которую читают ежедневно тысячи людей на улицах Лондона и повсюду в Англии. Чтобы показать тебе, что за материал и что за тон у этой прессы, что преподносит она своим читателям в течение ряда недель и как раздувает пламя, где только может."
"Для битвы никогда нельзя быть чересчур сильным, особенно это верно в отношении артиллерии. Чтобы обеспечить победу, необходимо абсолютное и несомненное ее превосходство."
"У меня был интересный разговор о войне с французским военным атташе. На мое замечание, что меня поражает, почему французы, в качестве твоих союзников не послали своего флота к Порт-Артуру, чтобы препятствовать его блокаде до тех пор, пока не придет твой Балтийский флот, он ответил, что это верно, но что приходится считаться с другими державами! По многим намекам мне стало ясно то, чего я всегда опасался, - что англо-французское соглашение имело один главнейший результат, а именно: помешать французам помочь тебе."
"Тебе следует не забыть тоже заказать новые линейные корабли, для того, чтобы иметь наготове некоторые из них к окончанию войны. Они окажутся превосходными доводами во время мирных переговоров."
"Прекрасным средством охладить британское нахальство - было бы произвести несколько военных демонстраций на персидско-афганской границе, где англичане считают появление твоих войск во время настоящей войны невозможным. Если даже у тебя сейчас нет достаточно войск для нападения на Индию, то тех, которые имеются, достаточно для Персии... Давление на границу Индии со стороны Персии произведет в Англии чудеса и окажет замечательное успокаивающее действие на горячие головы в Лондоне. Я знаю сам и мне сообщали, что они боятся только этого, и что страх перед твоим вступлением в Индию из Туркестана и в Афганистан из Персии был настоящей и единственной причиной того, что пушки Гибралтара и британского флота три недели тому назад молчали. Граница Индии и Афганистана - это единственная часть земного шара, где весь британский военный флот ничего не может поделать, и где пушки его бессильны отразить вторжение неприятеля. Потеря Индии - смертельный удар для Великобритании."
"Если бы кто-нибудь дал тебе совет позволить Рождественскому напасть на японцев до прибытия подкрепления, то можешь спросить советчика, готов ли он принять на себя ответственность за результат."
"Недавно было сделано такое замечание: "Императору пора вновь овладеть Москвой; с Москвой ему удастся восстановить порядок в России, без Москвы это будет очень трудно."
"Национальная честь сама по себе вещь прекрасная, но только в том случае, если вся нация сама решила защищать ее всеми силами."
"Что скажешь о программе торжеств для твоих союзников в Коусе. Все крымские ветераны приглашены для встречи прежних братьев по оружию, вместе с которыми сражались против России! Очень деликатно, что и говорить! Оказывается, что я был прав, предупреждая тебя два года назад о возобновлении старой "крымской комбинации", в них быстро вновь разгорается жажда мщения!"
"Решения, которые предстоит принять, так страшно серьезны, и последствия их будут переживаться так долго, что ни один смертный властитель не может принять ответственность за них на себя одного без помощи своего народа!"
"Континентальный Союз", пользующийся содействием Америки, является единственным средством закрыть путь к тому, чтобы весь мир стал частной собственностью Джона Буля, который его эксплуатирует по своему усмотрению, после того как он при помощи бесконечных интриг и лжи перессорил между собою все остальные цивилизованные народы. Но твои союзники так загипнотизированы Коусом, Брестом и Entente cordiale, что едва ли предпринимают что-либо в области внешней политики, не посоветовавшись предварительно с Лондоном!"
"Англия всегда подкупает французов фразой: "сообща оберегать интересы либерализма во всем мире и проповедовать его в других странах". Это значит подстрекать к революциям и помогать им повсюду в Европе."
"Более чем когда-либо я убежден, что Германия и Россия должны быть в возможно более тесном единении, союз их будет могучей опорой мира и монархических учреждений."
"Мелкие балканские государства должны быть рассудительны, лояльны, избегать каких бы то ни было вызывающих действий и перестать готовиться к войне. Эти мелкие государства - страшное зло! При малейшем поощрении с какой бы то ни было стороны они начинают неистовствовать."
"Надо иметь в виду, что общественное мнение создается, главным образом, газетами. Некоторые из них заблуждаются по невежеству и по отсутствию верной информации; они едва ли видят дальше своего носа. Но опаснее и вместе с тем отвратительнее та часть прессы, которая пишет то, за что ей платят. Они всегда будут продолжать разжигать неприязнь между народами и, когда своими адскими ухищрениями приведут, наконец, к столь желанному столкновению, то спокойно усядутся и будут созерцать устроенную ими бойню в полной уверенности, что свою выгоду они извлекут, каков бы ни был исход. Таким образом, в 99 случаях из ста то, что в просторечии называется "общественным мнением" есть не более, как подлог."
"Восток - настоящий кошмар, коробка с сюрпризами. Я был бы тебе очень благодарен, если бы ты написал мне, каково твое мнение вообще о положении дел в Турции."