Виктор Шкловский.
"Стеклянной броней привычности покрылись для нас произведения классиков - мы слишком хорошо помним их, мы слышали их с детства, читали их в книгах, бросали отрывки из них в беглом разговоре, и теперь у нас мозоли на душе - мы их уже не переживаем."
"Писатели часто ценятся с точки зрения количества благородных мыслей, в их произведениях заключенных, - мерка, очень распространенная, между прочим, среди русской молодежи."
"Если целая сложная жизнь многих проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была... И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, существует то, что называется искусством."
"Идти под музыку легче, чем без нее, но идти легче и под оживленный разговор, когда акт ходьбы уходит из нашего сознания."
"Мы наштампованы разными формами, но голос у нас один, если надавить."
"Жизнь проходит мимо меня и берет меня в провожатые на день."
"Открыли дверь. Это была не дверь, а обложка книги. Я открыл книгу, которая называется "История жизни Осипа Брика и Лили Брик". В главах этой книги упоминается иногда и мое имя."
"Конечно, люди живут не для того, чтобы о них писали книги. Но все же у меня отношение к людям производственное, я хочу, чтобы они что-нибудь делали."
"Я занимаюсь несвободой писателя. Изучаю несвободу, как гимнастические аппараты."
"Птицы держатся за ветку, даже когда спят. Так нужно держаться друг за друга."
читать дальше
"Зазор в два шага, как боксеру для удара, иллюзия выбора, - нужен писателю. Иллюзия для него достаточно крепкий материал."
"Нет сил сопротивляться времени и, может быть, не нужно. Может быть, время право. Оно обрабатывало меня по-своему."
"Ведь нельзя же так: одни в искусстве проливают кровь и семя. Другие мочатся."
"Жизнь выдуло в щели. Не были отоплены соседние комнаты."
"Полка с растерянными, как люди, кочующие на вокзале, книгами."
"Мы все товар перед лицом своего времени... умирать нельзя: найдутся попутчики."
"Для того, чтобы писать, нужно иметь другую профессию, кроме литературы, потому что профессиональный человек, имеющий профессию, описывает вещи по-своему, и это интересно."
"Микеланджело любил брать для работы испорченный кусок мрамора, потому что он давал неожиданные позы его изваяниям."
"Произведение искусства начинается со своеобразного отношения к вещам."
"Создавая литературное произведение, нужно стараться не избежать давления своего времени, а использовать его так, как парусный корабль пользуется ветром."
"Нужно построить жизнь так, чтобы можно было не писать, когда не пишется."
"Если вы хотите стать писателем, то вы должны рассматривать книгу так же внимательно, как часовщик часы или шофер машину."
"Как-то, разбирая корреспондентские письма, я прочитал такую заметку из Уссурийского края: "Тигры мешают сбору профсоюзных взносов, и вот корреспондент сидел в одной сторожевой будке больше суток, пока тигр не махнул на него лапой и не ушел."
"Настоящая литературная школа состоит в том, что нужно научиться описывать вещи, процессы; например, очень трудно описать словами без рисунка, как завязать узел на веревке."
"Не нужно лезть в большую литературу, потому что большая литература окажется там, где мы будем спокойно стоять и настаивать, что это место самое важное."
"Было время, когда в литературном произведении людей не интересовали герои. Герой был, как щепка на волне, щепка, которая брошена для того, чтобы можно было увидеть движение волны."
"Читатель не любит, чтобы его водили на коротком поводу. Старайтесь не объяснять читателю героя, а добивайтесь того, чтобы читатель сам его понял."
"Если здесь возможны какие-нибудь правила, то правило должно быть такое - избегайте в речах действующих лиц слов, которые они не могли говорить. Но не впихивайте в их речь слова, которые они могли бы сказать."
"Начиная свои вещи, писатель не может осмыслить всех возможностей."
"Очень трудно сказать через маску. Очень немногим удается сказать без нее."
"Ребята рождаются одинаковыми, поэты возникают по-разному."
"Один мой друг по ЛЕФу, человек странных и неожиданных знаний, рассказывал мне теорию продажи галстуков. Покупателю предлагают несколько коробок галстуков. Среди этих коробок один галстук не похож на все остальные. Называется он оригинальным. Покупатель долго ищет, что удовлетворит его душу. Он выбирает галстук оригинальный. Фабрика массовым образом изготовляет только оригинальные галстуки. Остальные, неоригинальные, существуют только для того, чтобы навести его на этот след. Так облава ведет медведя на ружье. Все это заканчивалось словом "искусство".
"Маяковский читал доклады, разговаривал о черных кошках. Это черные кошки, сухие, которых можно гладить, они выделяют электричество. Смысл кошек такой: электричество можно добывать и из кошки. Так делали египтяне. Но удобнее добывать электричество фабричным путем, чтобы не возиться с кошками. Старое искусство, думали мы тогда, добывало художественный эффект так, как египтяне добывали электричество, а мы хотели получить чистое электричество, чистое искусство."
"Поэт в увлечении работой, в увлечении высказывания рад, когда говорит о горе. А горе остается горем, только приподнятым. Он приручает горе, оно приходит по свисту и уходит как будто когда надо. Его можно не привязывать."
"Революция началась так, как облако или ветер начинаются в горах."
"Маяковский вошел в революцию, как в собственный дом. Он пошел прямо и начал открывать в доме своем окна."