Людмила Сабинина "Обломок молнии". Это сборник повестей и рассказов для, как педантично помечено издательством, детей старшего школьного возраста. Издание 70-х годов. Наткнулась на книжку, копаясь на озоне в разделе букинистики... с мыслями, что бы мне тут могло понадобиться из советской литературы... (которую я решила планомерно читать )
Тут еще такая странная штука - сборник начинается с повести "Родео Лиды Карякиной". Название мне отчетливо знакомо! Но кроме названия ничего не помню. Загадка! Если я помню название, значит, я ее читала? если читала, то чего не помню... Собственно, для этого я и решила приобрести книжку, чтобы наконец разобраться. (Ничего не изменилось. Название помню. Даже обложку вспомнила - из того же букинистического раздела. Содержание не помню напрочь - вот просто ни единого проблеска... )
Сборник, я бы сказала, неровный. Не все вещи здесь на одинаковом уровне. Но в целом, все же, было интересно. Люблю советскую литературу (особенно детскую ), что же тут поделаешь.
Итак, начальная (и самая большая по объему) повесть "Родео Лиды Карякиной". Сюжет: ГГ - девочка шестнадцати лет, тип "Павка Корчагин". Пассионарная натура, то есть. Остро чувствует малейшую несправедливость, не может смириться с недостатками. И поступаться принципами, ага. (Это, если кто не знает/не помнит), среди первых, так сказать, застрельщиков перестройки была знаковая статья в "Комсомолке" - "Не могу поступиться принципами", про парня-военнослужащего, вернувшегося из Афгана и изобличающего лицемерие, ханжество и продажность-коррупционность окружающей реальности. Хорошая статья, производила громадное впечатление - на читателей, еще не получивших массированной обработки последующими материалами). В силу этих принципов Лида бросает школу после восьмого класса (хотя хорошо учится) и идет работать. Образования у нее никакого нет, поэтому работа ей выпадает соответствующая - уборщицы, подсобной рабочей, все такое. Нигде она удержаться не может, потому что везде эти самые недостатки. И несправедливость.
Повесть не понравилась. Слишком она нарочитая, назидательная. Мораль прописана прямо-таки аршинными буквами. Героиня - да и прочие подростки - не вызывают никакого доверия - а следовательно, и сочувствия. Какие-то они картонные, ненастоящие... Прямо хочется сказать - да ладно... Школьники, подростки? они так не говорят, не поступают... не наблюдаются (то есть, не наблюдались ) в окружающей действительности...
В таком же роде рассказ "Характеристика". Тот же класс, только в фокусе другие подростки. Все то же самое - у ГГ проблема с получением хорошей характеристики (по автору), потому что он хочет поступать в ВУЗ, а в школе слегка пошалил, и ему пригрозили, что хорошей характеристики не дадут, так он сейчас весь школьный год старается вести себя примерно и берется за все общественные поручения... Ну, лично мне конфликт кажется надуманным. Чего ради этот парень будет вдруг так страдать из-за характеристики, тем более, он не отстающий, не на учете в ПДН, как говорится. Да и учителя что ли были такими монстрами...
И вообще, прямо меня всю дорогу удивлял этот авторский подход, во многих рассказах - ах, мы так изнемогли от учебы! нам так много задают! мы прямо с ума сходим. Думала-думала, так ничего и не поняла. Автор тут вообще о чем писала? Ну, я вот тоже училась в советской школе - правда, не в 70-е, чуть попозже... но не думаю, чтобы была большая разница, учебники и программы-то остались те же самые... Что ли уж автор совсем советских школьников за даунов считала - ничего страшного там не было с учебой. Лично я, не заморачиваясь с домашней работой, успевала все сделать без проблем, еще оставалась куча времени для чего угодно - хоть читай-зачитайся, хоть гуляй-загуляйся, хоть в кружки и секции ходи... и семейный просмотр телевизора, само собой. Так что эти постоянные авторские причитания меня не проняли.
Остальные рассказы понравились куда больше.
читать дальше