Людмила Сабинина "Обломок молнии". Это сборник повестей и рассказов для, как педантично помечено издательством, детей старшего школьного возраста. Издание 70-х годов. Наткнулась на книжку, копаясь на озоне в разделе букинистики... с мыслями, что бы мне тут могло понадобиться из советской литературы... (которую я решила планомерно читать )
Тут еще такая странная штука - сборник начинается с повести "Родео Лиды Карякиной". Название мне отчетливо знакомо! Но кроме названия ничего не помню. Загадка! Если я помню название, значит, я ее читала? если читала, то чего не помню... Собственно, для этого я и решила приобрести книжку, чтобы наконец разобраться. (Ничего не изменилось. Название помню. Даже обложку вспомнила - из того же букинистического раздела. Содержание не помню напрочь - вот просто ни единого проблеска... )
Сборник, я бы сказала, неровный. Не все вещи здесь на одинаковом уровне. Но в целом, все же, было интересно. Люблю советскую литературу (особенно детскую ), что же тут поделаешь.
Итак, начальная (и самая большая по объему) повесть "Родео Лиды Карякиной". Сюжет: ГГ - девочка шестнадцати лет, тип "Павка Корчагин". Пассионарная натура, то есть. Остро чувствует малейшую несправедливость, не может смириться с недостатками. И поступаться принципами, ага. (Это, если кто не знает/не помнит), среди первых, так сказать, застрельщиков перестройки была знаковая статья в "Комсомолке" - "Не могу поступиться принципами", про парня-военнослужащего, вернувшегося из Афгана и изобличающего лицемерие, ханжество и продажность-коррупционность окружающей реальности. Хорошая статья, производила громадное впечатление - на читателей, еще не получивших массированной обработки последующими материалами). В силу этих принципов Лида бросает школу после восьмого класса (хотя хорошо учится) и идет работать. Образования у нее никакого нет, поэтому работа ей выпадает соответствующая - уборщицы, подсобной рабочей, все такое. Нигде она удержаться не может, потому что везде эти самые недостатки. И несправедливость.
Повесть не понравилась. Слишком она нарочитая, назидательная. Мораль прописана прямо-таки аршинными буквами. Героиня - да и прочие подростки - не вызывают никакого доверия - а следовательно, и сочувствия. Какие-то они картонные, ненастоящие... Прямо хочется сказать - да ладно... Школьники, подростки? они так не говорят, не поступают... не наблюдаются (то есть, не наблюдались ) в окружающей действительности...
В таком же роде рассказ "Характеристика". Тот же класс, только в фокусе другие подростки. Все то же самое - у ГГ проблема с получением хорошей характеристики (по автору), потому что он хочет поступать в ВУЗ, а в школе слегка пошалил, и ему пригрозили, что хорошей характеристики не дадут, так он сейчас весь школьный год старается вести себя примерно и берется за все общественные поручения... Ну, лично мне конфликт кажется надуманным. Чего ради этот парень будет вдруг так страдать из-за характеристики, тем более, он не отстающий, не на учете в ПДН, как говорится. Да и учителя что ли были такими монстрами...
И вообще, прямо меня всю дорогу удивлял этот авторский подход, во многих рассказах - ах, мы так изнемогли от учебы! нам так много задают! мы прямо с ума сходим. Думала-думала, так ничего и не поняла. Автор тут вообще о чем писала? Ну, я вот тоже училась в советской школе - правда, не в 70-е, чуть попозже... но не думаю, чтобы была большая разница, учебники и программы-то остались те же самые... Что ли уж автор совсем советских школьников за даунов считала - ничего страшного там не было с учебой. Лично я, не заморачиваясь с домашней работой, успевала все сделать без проблем, еще оставалась куча времени для чего угодно - хоть читай-зачитайся, хоть гуляй-загуляйся, хоть в кружки и секции ходи... и семейный просмотр телевизора, само собой. Так что эти постоянные авторские причитания меня не проняли.
Остальные рассказы понравились куда больше.
читать дальшеЗаглавный рассказ (или повесть?) "Обломок молнии". Школьники летом, то ли после 8 класса, то ли после 9-го, находятся, видимо, на отработке в совхозе-колхозе. Пропалывают овощные грядки. Сюда же приехал стройотряд студентов из городского института. Первая любовь - но очень тонко, призрачно даже, легкими намеками... Собственно, девочка с парнем даже толком разглядеть друг друга не успели. Вообще говоря, они тут занялись важным делом - ловили преступников, помогали милиции. Хорошая получилась повесть, мне понравилась. Тоже, конечно, утопическая - в значительной степени. Но по крайней мере, не дуболомная...
Еще из рассказов произвел сильное впечатление рассказ "Муравьиная роль". ГГ после окончания школы пытался поступить в институт, но завалил экзамены, сейчас находится в подвешенном состоянии, не зная толком, чем ему заняться. И тут приезжает родственник - паршивая овца в семье, бывший уголовник. В семье про него стараются не вспоминать и вообще не знать о его существовании. Но он приехал и хочет встретиться, как раз со своим младшим племянником. И вот паренек несколько раз встречается с ним (на вокзале, так как тот не смог устроиться никуда на проживание), беседует... Потом о приезде этого родственника становится известно дома (брат заложил), поднимается паника. Но пока старшие носятся в истерике, родственник уезжает. И финал - особо пронзительный. Парень вдруг понимает, что все это время этот дядя Кеша надеялся, что его все-таки захотят повидать его родные, что узнают о его приезде, о том, что он завязал и живет сейчас честной трудовой жизнью, для этого он жил на вокзале, одевался в свой лучший костюм... для этого были все хитрости - он просил племянника выполнить какое-то мелкое поручение в своем главке, чтобы тот там узнал, что он на хорошем счету... А парень не догадался, зачем это все было! он же слышал от дяди наказы "ничего не кому не говорить", он честно хранил тайну... Ему 16-17 лет, все эти запутанные движения души и тайные желания ему еще не доступны... Да, сильно получилось.
Ну, в общем, сборник получился все-таки неплохой. Однако, забавно, какой охват тем и проблем считали в советские времена пригодными для чтения детям старшего школьного возраста! Школьная травля, мальчики-мажоры (и их родители, естественно), просто мальчики-девочки и первая любовь со школьной дружбой, выбор профессии и "строить жизнь с кого" - ну, это-то хоть понятно, что напрямую касается аудитории. Но - секс и внебрачная беременность несовершеннолетних, брак по расчету молоденьких студенток с богатыми пожилыми профессорами с последующей беззаботной жизнью и адюльтерами ради развлечения... протекционизм, карьеризм, продвижение блатных... воровство и расхищение государственной собственности... родственники, совершившие преступления и оказавшиеся на зоне... Вот как все было круто в советской литературе ! (особенно детской).
"После экзаменов было у нас классное собрание. Нина Харитоновна провела беседу, спрашивала каждого, кем он хочет быть и вообще, что является для нас идеалом. Ну, конечно, когда заговорили об идеалах, началась разноголосица. Многие как-то об этом не думали, просто жили, и все. Поэтому и отговаривались общими словами. Сидоров сказал, что его идеал - окончить техникум и сделаться хорошим мастером по телевизорам. Мокина мечтала стать манекенщицей (смех, да и только), Тося Хохлова - педагогом, Горяев - архитектором, я - инженером... А Витька ни больше ни меньше как в капитаны дальнего плавания метил. Дошла очередь до Карякиной. Какой ее идеал? Лидка долго молчала, а потом бухнула: "Семья. Работать где-нибудь, и чтобы семья была... Семья, детей трое, отец... Отец добрый чтобы. За столом все сидели бы, чай пили, а он веселый, шутит. Все дети радуются, все смеются... И лампа яркая, а под столом - кот. Полосатый."
" - Вечно ты в чужие разговоры вмешиваешься!
- Не в чужие, а в твои. Все дело в том, что я подрос. Взрослый. И могу иметь свое особое мнение.
- Взрослый, - усмехнулась мама. - Ну, если так уж повзрослел, не потрудишься ли держать свое особое мнение при себе?"
" - Ну, дает мне Фаина Петровна бумагу, - монотонно начала Лидка. - Перепечатать велит и зарегистрировать. Приказ. Вот какой. "За невыполнение плана за второй квартал премировать заведующего плановым отделом тов.Соменко Николая Захаровича - 85% премии".
- Ну и что? - Юлия Михайловна вытаращила глаза.
- Как что? - удивилась Лидка. - Вот я и подумала...
- Ну хорошо, - сухо остановила ее Юлия Михайловна. - Скажем, формулировка тебя не устроила. Хотя твое дело было зарегистрировать, и все. Ну, взяла бы, составила другой черновичок, например: "В связи с невыполнением плана за второй квартал лишить заведующего плановым отделом тов. Соменко Н.З. 15% причитающейся ему премии". Поняла? Звучит иначе, хотя суть остается прежней. Уже не "премировать", а "лишить".
Все молчали. Вот так фокус!
- Поняла? - внушала Юлия Михайловна. - А потом с этим черновичком-то - к Фаине Петровне. И шепотком: Фаина Петровна, а может, лучше так вот и так? Как вы думаете? Тактично, умненько, а Фаина Петровна, она сразу поймет, и ты внакладе бы не осталась..."
" - А что будет, ребята, если все люди так начнут: сильный бьет слабого, а слабый ищет кого-нибудь еще послабее, чтобы повалить?
- А я знаю, что будет, - пропищала та же малышка, - все люди сразу в милицию попадут."
" - Теть Паш, - сказала Ксана, - а почему это так, дождя много, солнца много, а растет так здорово один сорняк? Ведь тогда и капуста расти должна? Раз и солнце и дождь? Должна ведь, а?
- Ну, должна, - согласилась бригадирша.
- А что же тогда капуста? Листики маленькие, хилые, смотреть не на что.
- Она еще вымахает, капуста-то, - хмуро возразила тетя Паша.
- Отчего же не вымахала? - не отставала Ксана
- А так, - бригадирша усмехнулась. - Не вымахала, и все тут. Поди поспорь с ней.
- С агротехникой плохо, что ли?
- Эх, куда махнула. Агротехника! Агротехника, слово-то знаете! А зато не знаете, в жизни-то как.
- А как?
- Как, как. Что быстрее растет, хорошее или плохое? Вот вам загадка.
- Плохое, конечно, - мрачно согласилась Люба.
- То-то и оно. Хорошее-то и сеем, и поливаем. Ужа растим-растим, всей артелью стараемся. Росточки-то когда еще пойдут, и то, глядишь, где росточек, а где плешь. А уж сорняки-то! Лес дремучий, право, лес дремучий. А вы захотели, чтобы сорняк слабенький. Эх, вы!
Девочки засмеялись.
- А сорняки почем знают, что они сорняки?
- А знали бы, так потише бы росли?
- Со стыда бы подохли!"
"На маму нашло "христианское настроение". То есть, полное равнодушие, всепрощение, отрешение и все в таком роде. Стоит кому-нибудь рассказать, например, о ворюге, ограбившем магазин, или о пройдохе, бросившем семью, как мама начинает вздыхать: "Что же, не от хорошей жизни он пошел воровать, нет, не от хорошей! Семью бросил? Чего тут удивительного? Господи, да кому же это по силам - семью тащить на плечах? Видно невмоготу бедняге стало, вот и убежал. Что же, слаб человек, слаб. Куда ему... все мы слабы." Выходило, что мама прощает и оправдывает всех, а сама чуть ли не святая, потому что булок не ворует, банк не грабит и от семьи никуда не бежит. Смиренно несет крест."
" - Ну, как дела у молодого поколения? - шутливо осведомляется Алексей Петрович.
- Да не хуже, чем у старого. Берем пример! Так сказать, копируем.
В голосе сына еле заметная усмешка. Алексей Петрович сразу настораживается.
- Что значит "копируем"? Как это понять?
- Стараемся быть не хуже, - Юрий жует. - Но и не лучше. В общем, стараемся не перестараться! Доходит?"