Марк Чангизи "Революция в зрении". Научно-популярная книжка... Вместе с тем, это не совсем то, что обычно издают в данной категории. Обычно-то авторы рассказывают о каких-нибудь фактах или явлениях, доводят до сведения, так сказать. А здесь автор излагает теории, причем вопреки привычной объективности - свои. Над которыми он к тому же работает. В смысле, проводит исследования, собирает материал. Эти теории ни в коем разе еще не являются общепризнанными... В связи с чем возникает интересное ощущение, будто читателя прямо пригласили заглянуть одним глазком на передовую науки.
Правда, не то чтобы лично мне сходу стала понятна практическая ценность подобных исследований и актуальность подтверждения подобных теорий... Но я тут не показатель, конечно, а ученые определенно выступают за полезность любых исследований.
Но что интересно - это авторский подход. Автор обращает внимание на вопросы, которые до сих пор мне даже не приходили в голову, и предлагает посмотреть на привычные вещи под необычным углом зрения. Это же замечательно.
В общем, автор размышляет о зрении. Почему оно вообще появилось у нас? Почему мы видим именно то и именно таким образом? Ну, канонические ответы всем известны. Но все-таки - убеждает автор подумать - почему мы вообще различаем цвета? и именно такой спектр? Почему у нас глаза расположены так, что смотрят вперед, а не на затылке и не вокруг головы вообще? Если они развились таким образом в ходе эволюции, так, наверно, это зачем-то очень было надо? а зачем?
Раскрывая авторские идеи, которые он подробно разбирает в книжке, скажу - цвета мы различаем (и именно такой спектр), чтобы лучше взаимодействовать с другими людьми. Потому что у людей, видите ли, отсутствует шерсть, и наше зрение заточено на то, чтобы различать мельчайшие оттенки кожи... Которые и свидетельствуют об эмоциях, и дают обратную связь при общении, и... еще что-то там. Ну, у автора такая теория. Интересно. Да, а смотрим мы именно вперед и именно двумя глазами, чтобы лучше видеть через препятствия. Препятствием автору представляется лиственный лес. Хм.
Самым интересным мне показалась глава, где автор разбирает механизм формирования картинки... если можно так выразиться... Оказывается, мы видим вовсе не то, что реально существует вокруг! Никогда не задумывалась. Мы видим то, что нам подает наш мозг, который сам складывает картинку. Потому что зрительный сигнал (если можно так выразиться, ну да ладно, я не ученый) поступает с задержкой... Которая, конечно, составляет доли секунды, но в некоторых ситуациях и это может иметь значение. Поэтому мозг самостоятельно формирует изображение окружающего мира с расчетом, как он будет выглядеть через эти самые доли секунды... чтобы мы могли более-менее нормально взаимодействовать с реальностью, хотя бы не спотыкаясь на каждом шагу... Ну, по автору... Поразительно!
Зато последняя глава - где автор взялся за чтение и письмо, а большей частью за алфавит - была довольно нудной. На мой взгляд. Что-то мне кажется, что автора тут совсем уж понесло. Он продвигает идею, что буквы алфавита нами так легко воспринимаются, потому что они повторяют формы, часто встречающиеся в природе... С этой целью даже ходит и считает вокруг, сколько ему встретится углов и пересекающихся линий, ага. Увлекающийся человек. Мне это представляется сомнительным, поскольку автор, ясное дело, ориентируется на латиницу, а в кириллице же буквы несколько другого вида, м?
Пишет автор легко и с юмором. Определенно обладает способностью к популяризаторству... Вообще, он делает большой упор на комиксы - что, судя по отзывам, раздражало многих читателей. Ну да, что поделаешь, если книжка рассчитана на американскую подростковую аудиторию (я так думаю), а там уже сколько времени детей с малых лет утюжат одними комиксами и супергероями. Может, они по-другому уже не воспринимают ничего.
читать дальше
"Предлагаю вам оглядеть собственную комнату. Какого цвета предметы вокруг? Не сомневаюсь, что вам не составит труда перечислить цвета всех окружающих предметов. Ну а теперь, будьте добры, скажите, какого цвета ваша кожа. Странная особенность: для обозначения цвета собственной кожи нам трудно подобрать подходящие слова - а ведь с какой легкостью мы можем назвать цвет всего, что есть вокруг!"
"Субъективное восприятие телесного было абсолютно иным: на него мой мозг вообще не реагировал как на цвет. Мои глаза видели в белом и красном некую окраску, а в телесном - скорее отсутствие таковой. Наша система восприятия цвета откалибрована так, что цвет кожи представляет собой нуль, начало координат, и это позволяет нам четче ощущать отклонение от нуля, то есть от данного исходного цвета."
"Очень важно, что видимые нами цвета внешнего мира - это своего рода удобная иллюзия. Как будто эволюция взяла набор карандашей и пометила разными цветами вещи, которые важны для нашего выживания и размножения."
"Восприятие синего и желтого должно приносить какую-то пользу. Правда, в чем именно заключается эта польза, пока остается неясным."
"Большинство зрячих животных с нашей планеты может видеть происходящее за спиной - и имеет смысл предположить, что это зачем-то нужно."
"В любом случае это странно. У нас два глаза, две картины мира, две точки обзора. Так почему результирующее изображение воспринимается нами так, будто оно создается одним глазом, видящим только одну картину из единственной точки обзора?"
"Настоящие снайперы, оснащенные двумя направленными вперед глазами, тоже превращаются в циклопов, когда прицеливаются."
"Обратите внимание, сколько всего вы видите, когда смотрите обоими глазами, а не одним. Один глаз упускает из виду очень многое, а глядя в оба, вы видите практически все."
"Когда вы смотрите в пустоту - скажем, в некоторую точку пространства в трех метрах от вас и в метре от пола, - вы на самом деле не видите эту точку, но контролируете ее в том смысле, что смогли бы увидеть любой предмет, окажись он в этой точке."
"Инопланетяне, наблюдающие за нами, наверняка поражаются, как это мы умудрились более семисот лет назад изобрести очки, чтобы лучше видеть перед собой, более четырехсот лет назад построить телескоп, чтобы видеть дальше, однако не проявляем ни малейшей заинтересованности в том, чтобы исправить самый серьезный недостаток своего зрения - полнейшую неспособность видеть сзади."
"Возможно, спустя десятки миллионов лет городской жизни эволюция приведет нас к тому, что наши глаза будут направлены в разные стороны (а уровень ДТП и разбойных нападений сзади резко упадет)."
"Если бы глаза стоили дешево, мы могли бы иметь одну пару направленную вперед, другую - направленную назад, и, гулять так гулять, еще по глазу по бокам головы."
"Я утверждаю, что зрительные иллюзии возникают по той причине, что мозг пытается видеть будущее и создавать образы, согласующиеся с настоящим."
"Пока не найдутся по-настоящему хорошие аргументы и фактические доказательства в пользу теории ошибки эволюции, следует исходить из того, что это мы пока еще не додумались, чем же данное устройство хорошо. Как правило, примеры якобы плохого устройства - верный признак назревающий великих открытий."
"Неумолимая поступь времени заставила нас выработать способность к предвидению: ведь только видя будущее, мы можем воспринимать настоящее."
"Мы не можем просто сидеть сложа руки и ждать, пока мир расскажет нам, что происходит: так мы не увидим ничего, кроме прошлого."
"Зрительных иллюзий десятки тысяч. Исследователи, изучающие зрение, коллекционируют их на протяжении столетий, будто диковинных бабочек."
"Трудно предвидеть только то будущее, над которым мы не властны. Если вы собираетесь ограничиться в своих предсказаниях случаями, зависящими непосредственно от вас, ясновидение становится плевым делом."
"Когда некто начинает рассказывать о "теории великого объединения" чего угодно, советую вежливо кивнуть, спросить, где туалет, и улизнуть через окно."
"С изобретением письменности мертвые внезапно обрели способность говорить с живыми. Откуда вам знать, может, я уже умер и вы сию минуту упражняетесь в спиритизме. Рад за вас!"
"Многие из нас прочитывают в день больше предложений, чем слышат."
"Как гласит поговорка, что для предыдущего поколения - торнадо, то для следующего - джакузи."
"То, что лошади кажутся приспособленными для всадников - иллюзия, возникшая вследствие культурной адаптации человеческого общества к лошадям."