Марк Чангизи "Революция в зрении". Научно-популярная книжка... Вместе с тем, это не совсем то, что обычно издают в данной категории. Обычно-то авторы рассказывают о каких-нибудь фактах или явлениях, доводят до сведения, так сказать. А здесь автор излагает теории, причем вопреки привычной объективности - свои. Над которыми он к тому же работает. В смысле, проводит исследования, собирает материал. Эти теории ни в коем разе еще не являются общепризнанными... В связи с чем возникает интересное ощущение, будто читателя прямо пригласили заглянуть одним глазком на передовую науки.
Правда, не то чтобы лично мне сходу стала понятна практическая ценность подобных исследований и актуальность подтверждения подобных теорий... Но я тут не показатель, конечно, а ученые определенно выступают за полезность любых исследований.
Но что интересно - это авторский подход. Автор обращает внимание на вопросы, которые до сих пор мне даже не приходили в голову, и предлагает посмотреть на привычные вещи под необычным углом зрения. Это же замечательно.
В общем, автор размышляет о зрении. Почему оно вообще появилось у нас? Почему мы видим именно то и именно таким образом? Ну, канонические ответы всем известны. Но все-таки - убеждает автор подумать - почему мы вообще различаем цвета? и именно такой спектр? Почему у нас глаза расположены так, что смотрят вперед, а не на затылке и не вокруг головы вообще? Если они развились таким образом в ходе эволюции, так, наверно, это зачем-то очень было надо? а зачем?
Раскрывая авторские идеи, которые он подробно разбирает в книжке, скажу - цвета мы различаем (и именно такой спектр), чтобы лучше взаимодействовать с другими людьми. Потому что у людей, видите ли, отсутствует шерсть, и наше зрение заточено на то, чтобы различать мельчайшие оттенки кожи... Которые и свидетельствуют об эмоциях, и дают обратную связь при общении, и... еще что-то там. Ну, у автора такая теория. Интересно. Да, а смотрим мы именно вперед и именно двумя глазами, чтобы лучше видеть через препятствия. Препятствием автору представляется лиственный лес. Хм.
Самым интересным мне показалась глава, где автор разбирает механизм формирования картинки... если можно так выразиться... Оказывается, мы видим вовсе не то, что реально существует вокруг! Никогда не задумывалась. Мы видим то, что нам подает наш мозг, который сам складывает картинку. Потому что зрительный сигнал (если можно так выразиться, ну да ладно, я не ученый) поступает с задержкой... Которая, конечно, составляет доли секунды, но в некоторых ситуациях и это может иметь значение. Поэтому мозг самостоятельно формирует изображение окружающего мира с расчетом, как он будет выглядеть через эти самые доли секунды... чтобы мы могли более-менее нормально взаимодействовать с реальностью, хотя бы не спотыкаясь на каждом шагу... Ну, по автору... Поразительно!
Зато последняя глава - где автор взялся за чтение и письмо, а большей частью за алфавит - была довольно нудной. На мой взгляд. Что-то мне кажется, что автора тут совсем уж понесло. Он продвигает идею, что буквы алфавита нами так легко воспринимаются, потому что они повторяют формы, часто встречающиеся в природе... С этой целью даже ходит и считает вокруг, сколько ему встретится углов и пересекающихся линий, ага. Увлекающийся человек. Мне это представляется сомнительным, поскольку автор, ясное дело, ориентируется на латиницу, а в кириллице же буквы несколько другого вида, м?
Пишет автор легко и с юмором. Определенно обладает способностью к популяризаторству... Вообще, он делает большой упор на комиксы - что, судя по отзывам, раздражало многих читателей. Ну да, что поделаешь, если книжка рассчитана на американскую подростковую аудиторию (я так думаю), а там уже сколько времени детей с малых лет утюжат одними комиксами и супергероями. Может, они по-другому уже не воспринимают ничего.
читать дальше