Иржи Марек "Паноптикум города Пражского".
" - Нос, нюх, чутье, господа, в этом все секреты криминалистики. И еще случай! Великое дело - случай, со случаем шутки плохи, без случая вы бы и шагу не могли ступить... Не будь случая, вы бы даже не женились!"
"Ведь что это был бы за мир, если бы воровство оставалось безнаказанным? Этого себе ни один вор не пожелает, потому что красть можно только там, где царит порядок."
"- Вы только поглядите, пан комиссар, что эти чокнутые натворили в туалете. Вчера повесил там новое зеркало, так они мне его разбили, потом каждой даме давали по осколку, мол, на счастье."
"Все вдруг настолько отрезвели, что дальше некуда."
"На другой день пан Боуше не сразу пошел в управление, решив предварительно прочесать Вацлавак и большие магазины; в одном из них он застал карманника Яндейсека и тут же забрал его. Карманник Яндейсек заупрямился было и стал нагло утверждать, что ведь и порядочный человек тоже может зайти в магазин за покупкой. Но пан Боуше опроверг это утверждение, заявив, что после двенадцати судимостей человека трудно считать порядочным."
"Он избрал кратчайший из доступных ему путей: поездом до Крчи, а оттуда припустил на своих двоих по полям в сторону Ходова. Пока добрался, изрядно вспотел, хоть рубаху выжимай, но, как ни странно, насморк немного поутих, видно, все-таки доктор был прав: прогреться у моря как следует - глядишь и полегчало бы. Простому человеку, однако, больше подходит пешее путешествие в Ходов - тоже хорошо согревает."
"- Полагается сделать все для спасения человека. То есть, я так думаю!"
"- Мальчишки, пан Боуше, - это романтическое племя. Мой, например, воображает себя охотником в канадских лесах. Купит пару сарделек и бегом за город, чтобы поджарить и съесть их среди девственной природы. Чтобы прожарить их по своему вкусу, он обязательно должен знать не менее пяти способов разведения костра..."
читать дальше
"Хозяину похоронной конторы было не до них, потому что и для него настали тяжелые времена. Сегодня даже беднота не захочет похороны, если у тебя нет автомобиля. Такие настали времена, что и последний бедняк за свои деньги желает ехать на кладбище в автомобиле."
"Они отлично знали, что сахар для грога Робертик украл двумя домами дальше, но обсуждать этот вопрос не собирались. Что значит "украл"? Ведь сварить грог без сахара никак невозможно!"
"Кто знает, вдруг пан прокурист отлучился из дому позавтракать. Богатому холостяку накануне свадьбы и не такое может прийти в голову."
"Боже милостивый, да легче найти иголку в стогу сена, чем одного продувного мужика на этом белом свете!"
"У пана домохозяина были все основания для того, чтобы рехнуться по милости пана Сопековского: например, однажды пан прокурист поднял в доме такую панику, что люди перестали платить квартирную плату, а это ведь еще хуже, чем бунт!"
"Сопровождать спальный вагон - профессия приятная, что-то среднее между моряком и странником: два с половиной дня туда, два с половиной дня обратно, все время быстро и почти без остановок от Праги до Неаполя. Что еще нужно человеку?"
"- Запомните, люди присваивают себе большие деньги не потому, что они бедны, а потому, что они больны - больны жаждой наживы. Их притягивает к себе и миллион, и сорок геллеров."
" - Страсть как люблю этих неизвестных преступников, - ворчал пан Мразек. - Не знаешь, где он, кто он, какой он, - но твое дело ловить его. Получается вроде того, что наш пес ловит свой собственный хвост, это же фактотум."
"Чего не любят в полицейском расследовании - так это когда дело обстоит иначе, чем обычно. Полиция любит иметь дело с обычными делами. Необычные дела придумывают авторы детективных романов."
"В работе полиции тоже обозначился летний сезон, господа детективы зачастили в купальни, чтобы позагорать, а заодно выяснить, кто же в этом году обкрадывает кабины."
"Наконец смерть положила самый мудрый конец этому уголовному делу."
"И почему это главный след всегда, как назло, находит какой-нибудь недотепа? Ну да, бог дураков любит."
"- Господа, - трагически произнес пан советник Вацатко, - я где-то читал, что благодаря дактилоскопии во всем мире люди были осуждены в общей сложности на миллион лет тюремного заключения. Миллион лет!
- Ну что ж, такой срок и отсидеть не стыдно."
" - Молодой человек, да у вас просто светлая голова! Если, конечно, вы не идиот."
"Когда Пехачеку давали второй срок (он тогда получил два с половиной года), пан председатель судебной коллегии, как всегда, предупредил его, что он может обжаловать приговор. Пехачек встал, махнул рукой и сказал дословно так: "Два с половиной года, пан советник, это просто смешно, да я их отсижу в тюрьме Панкрац на ступеньках, к тому же на одной половинке жопы..."
"И все же кончилось дело плохо, так плохо, что дальше некуда, говорил он себе, выглядывая в пыльное окно тюремной мастерской. Из-за какой-то глупости... Из-за отпечатка пальца. Люди добрые, да ведь это чистой воды мухлеж, подлавливать человека на такой чепухе, такие фокусы надо бы просто-напросто запретить. Уж если фараоны такие слабаки, что не могут сцапать человека, когда он лезет из окна, не могут доказать, что он сработал кассу той самой фомкой, которую у него нашли, тогда и к таким подлым приемчикам нечего прибегать."
"Теперь-то я буду держать ухо востро, без перчаток шагу из дома не ступлю. А если эти гниды научатся узнавать и отпечаток перчатки? Сегодня все возможно, сегодня за простого человека заступиться некому."
"Тут его вдруг озарило, и было это так, словно он шел по поляне и внезапно почувствовал, что голове стало горячо. Но это было не солнце, это была мысль!"
"- Не говорите ничего. Я знаю, что вы хотите мне сказать.
Почтовый конторщик был рад, что даме это известно, так как сам он знал это довольно приблизительно."
"Молодая супруга пришла вся в черном, как на похороны. Доктор даже засмущался, сообщая ей, что ее муж пока еще жив."
" - Любовь - это как смерть, дыхание ее так же упоительно. Давайте сядем и будем прислушиваться к тишине наших сердец."
"- Молодая дама говорит, будто по книге читает, жутко интеллигентна. Думаю, она и стихи пишет. Женщины нынче на все способны."
" - Короче, как это дело ни верти, каждый раз получается одно и то же, - сказал пан советник и нарисовал карандашом на бумаге большой треугольник."
"Что же касается любви, то от нее не застрахованы даже служащие полиции."
"Этот человек глядит на нее с такой преданностью, что становится стыдно за весь мужской род."
" - ВЫ думаете, из-за этих стен у моего мужа больное сердце? А вы знаете, ведь это вполне возможно! Я тоже иногда чувствую такую подавленность, такую тяжесть на душе... Ах, господа, если б вы могли взять пробу моей души!"
"Молодая пани оделась в облегающий зеленый костюм и по-прежнему вела себя невозмутимо. Садясь в машину, она сказала:
- Не понимаю, чего вы от меня хотите. Человек ведь для того и приходит на свет, чтобы умереть.
- Что верно, то верно, - возразил пан Бружек. - Но только не тогда, когда вам это вздумается."