Валентин Тублин, сборник повестей. "Золотые яблоки Гесперид", "Доказательства", "Телефонный звонок в день рождения брата". Как мне кажется, очень странный подбор. Но книга издана в 1987 году, так что, может, уже начали сказываться шизофренические завихрения перестроечных времен. Я имею в виду - "Золотые яблоки Гесперид" - это повесть про подростков и для подростков... Как писали раньше "для среднего и старшего школьного возраста". Вот я ее как раз в детстве и читала - очень хорошая. Хотя я тогда, конечно, многое просто не уловила. "Доказательства" - это уже совсем другое дело, это чисто "взрослая" литература... и совмещение этих двух повестей в одной книге выглядит дико. В смысле, для кого предназначали-то. Будет ли взрослым интересна повесть детско-подростковая. Будет ли подросткам интересна "взрослая" повесть. (То есть, я практически полностью уверена, что не будет - причем, именно эта. Я ее и сейчас, во взрослом виде, еле одолела, и то, как исследовательский материал )
Ну, а последняя повесть - или, может, большой рассказ? - тоже из "взрослой" литературы. По сравнению с "Доказательствами" произвел на меня куда более приятное впечатление, но... зачем он здесь? Я еще поняла бы, если бы его включили в один том с повестью - такой же детско-подростковой - "Гонки в сентябре". Потому что там шла речь о подростках в начале жизни, участвующих в соревнованиях по гребле. А в этом рассказе речь идет об уже взрослых, но которые тоже в юности участвовали в соревнованиях по гребле - ну, так это было бы, по крайней мере, логично связано и продолжало бы общую смысловую нить. Можно сказать, "было - стало".
Ладно, итак "Золотые яблоки Гесперид". Повесть о взрослении, о дружбе, о первой любви... ГГ - подросток пятнадцати лет, ученик восьмого класса просто излагает, что ему приходит в голову - о своих родителях, о друзьях, о школе, о занятиях в кружках... вспоминает какие-то события из своей пока еще недолгой жизни. Размышляет о том, об этом - в основном, конечно, о важном, о вечном. Плюс еще к тому - в виде обрамления всего текста - он заболел (что-то серьезное-простудное), находится в больнице, где ему как раз нечего делать, кроме как размышлять и вспоминать. Периодически на него накатывает какое-то состояние вроде отключки или бреда, и в этом состоянии у него происходят видения по древнегреческим мифам - конкретно, история Геракла.
Помимо того, что это и само по себе интересно - всегда же интересно почитать о подростках, вступающих в жизнь - тут еще и опять проявляется странный эффект со временем, который я уже заметила в повести "Гонки в сентябре". Тут получается так (хотя, может, это и наложение уже от нашего времени), что будто бы именно эти вставки про Геракла с его античностью являются яркими, живыми и существующими в реальности, в то время как реальность тогдашней - советской! - жизни просто сон, неясное, неотчетливое видение, временами забавное, временами тягостное, временами отстраненное, холодно-прекрасное, временами теплое и родное... Но какое бы оно ни было, оно все равно призрачно и невесомо, его не ухватишь, не задержишь, оно развеется, почти не оставив следа... Ужасно грустно, да.
(поразмыслив) Я думаю, такой эффект достигается за счет повествования - фрагменты про Геракла даны ясно, четко, как нормальное изложение в книгах. А основной текст - это монолог подростка от первого лица, он большей частью идет сплошным куском, все спутано, постоянные скачки по времени - ГГ вспоминает то одно событие, то другое, перескакивает. Другие люди, появляющиеся в этом его монологе, сами, как бы это сказать, не говорят, а их слова передаются также через ГГ, без четкого выделения... Понятно, что автор, наверное, таким хитрым образом хотел изобразить состояние ГГ, который болеет и его сознание является спутанным, но как-то вот (под влиянием нашего времени, да) получается еще и такой эффект.
читать дальше

"Доказательства" - повесть, которая меня выбесила с первых страниц, и я ее читала долго-долго... Она невыносимо нудная! ГГ там невыносимо занудный! и вызывающий стойкое отвращение (по крайней мере, лично у меня ) И смешно же, что, по задумке автора, ГГ должен изображать из себя что-то такое... возвышенное... Ну, тоже, конечно, влияние времени, как нет-то. Это же поразительно, как со временем меняются все смыслы. Но если посмотреть чуть-чуть внимательней вокруг, то боже мой, как изменилось все за годы, как пел Розенбаум, да.
читать дальше