Борис Лего "Сумеречные рассказы". Помню, я еще разглядывала эту книжку, когда она только вышла... Но что-то не сложилось (скорее всего, вопрос цены и объема ) А тут она мне попалась на распродаже, так что решила все-таки ознакомиться. Обложка исписана всякими слоганами и рекламными отзывами в том духе, что это "реально страшно" и что-то там вскрывает, "я читал и мне было страшно" - все такое. Как бы намекало на хоррор (это я люблю). Оказалось, никакого хоррора, страшного там ничего нет, исключительно одно мерзотное. Сплошной поток ненависти - все то же самое, что годами, ежедневно выдает отечественная креативно-либеральная тусовка, только в концентрированном виде.
Это, в общем, сборник рассказов, рассказы маленькие. Транслируемый посыл: Россия - это проклятое место, здесь
мужики - тупые уроды и убийцы, здесь воцарился дьявол, и все ему служат... особенно
православные, которые приносят перед иконами Сталина кровавые жертвы... и всегда готовы убить какого-нибудь интеллигента... (а если женщина
православная, то это обязательно проститутка, а вернее всего и лесбиянка)... От неукротимого рвения на рисованной заставке перед одним из рассказов даже изобразили
человека, похожего на Путина, в шапке Мономаха и на паучьем теле - один из демонов Сатаны.
Заглянув в какие-то отзывы-рецензии-странички, узнала, что автор тусуется где-то там на "Эхе Москвы" и за эту книжку ему дали литературную премию "Нос" - это меня нисколько не удивило. Ясное дело - за что же еще давать отечественные литературные премии. За рассказы о том, как подлый
русский мужик молится на Сталина и убивает несчастных интеллигентов. Ну, там еще чуть ли не на каждой странице восхваления Сатаны, но ладно, не буду об этом...
Самое неожиданное в том, что автор все-таки неплохо пишет... где-то как-то... в смысле, художественно, выразительно и все такое. Изредка прорывается. По причине чего у меня возникает стойкая картинка организма, пораженного раковой опухолью практически в финальной стадии. Вот как-то все размышляешь - если бы человеку не разъело мозг (или душу, я не знаю) и он вырвался бы из этих жестких канонов, устанавливающих, о чем должен писать отечественный либеральный интеллигент (об ужасах совка и
русского мужика - они же вообще ни о чем другом не пишут), то что бы он мог написать... Этого мы уже не узнаем, я полагаю.
И ведь, что показательно - все это начисто
сделанное, то есть, не само по себе написалось от какой-то там внутренней потребности творить (или как там это происходит у творческих людей), а скрупулезно разработано с использованием общепризнанных трендов-брендов. Скажем, принято в креативно-либеральной тусовке поливать грязью
быдло и
ватников, изобличать Сталина и Путина, презирать патриотизм и скорбеть о судьбах интеллигенции и Украины - и автор в своих рассказах изображает
православного мужика, который встал утром, помолился на икону Сталина, приготовил пирожки с ядом и пошел ими травить несчастных последних интеллигентов, которых загнали в бараки, сурово рассуждая: "Когда торжествует сила патриотизма, когда мы должны быть верны Родине и достойны памяти отцов и дедов" и т.д. А рядом быдло-подростки
с раёна приносят в жертву Сатане кошек и, когда объявляют призыв для войны на Украине, бегут туда записываться. И все это без малейших следов юмора-иронии.
Или, скажем,
не для слабонервных, 18+ в одном из рассказов наркоман ездит по станциям метро и везде ему там доносятся голоса из ада, которые он внимательно слушает и приобщается. Где-то там ему встретился Иисус Христос, который позвал его с собой наверх, но наркоман вместо этого спрашивает, можно ли его трахнуть, Иисус Христос печально говорит, что можно, после чего превращается в белого козла, и наркоман его трахает в зад. Автор, я полагаю, хочет поразить читателя своей эпатажностью, но так-то, вообще говоря, этот эпатаж уже попользованный - подозреваю, что потырен у Герарда Реве, который писал о том же, только бог был в виде ослика. Я могу представить, что Реве эту дичь сотворил сам из себя, будучи наркоманом и часто алкашом в белой горячке - ну, дичь же! из серии "нарочно не придумаешь". Но у автора - после Реве - этот номер уже не пройдет. Вторичность, штамповка, конструктор Лего. читать дальше
"Говорят, навигация стратегических ракет основана на ориентировании по звездам. Значит, война кончится тогда, когда погаснут звезды."
"- В такие дни сквозь наши игольные уши идут целые караваны верблюдов. Куда они идут?
- Они идут обратно."
"Мозг работал яростно, как у ангела."
"Со временем понял, что мозги тех, кто, говоря библейским языком, совершает великую мерзость, питаются теми же веществами, что и мозги праведников. Вопрос дозировки."
"Друзья мои дорогие, теперь у нас есть незлое зло, и давайте сообща зажжем этот светильник. Уверен, что он будет гореть чистым ровным светом!"
"По салону прошел рыжий парень, продавая картонные образки царя-мученика, которые помогают от комаров. "Для голых участков кожи много сезонных неприятностей доставляют комары, - повторял он, - а Николай Второй кровью умылся, поэтому другим не дает ее сосать."
"Вальтер надежен, движение его составных частей совершенно, как движение планет. С его помощью можно проложить дорогу сложным концептуальным идеям. Глядя в дуло, субъекту легче избавиться от естественной установки сознания."
"Сунул книгу в жерло печки. Вечером затоплю ее опять, и сотни тысяч букв радостно вылетят в трубу искать себе более достойное применение."
"Пока что он идет по заснеженной улице к зданию администрации, спрятав за пазухой ржавый немецкий штык-нож из крупповской стали, ржавый, но крепкий, история оставляет оружие и свидетельства более реальные, чем все признаки прошедшей недели в спальном районе возле городского парка, поэтому надо действовать."
"Попы поют над мертвыми, а комары над живыми."
"Да здравствует подмена понятий - последнее средство, которое позволит поймать бешеную собаку, бегущую съесть солнце."
"Федор жаждал услышать о катастрофах, войнах и падениях самолетов. Он считал количество жертв и записывал в блокнот, понимая, что в этих цифрах скрывается незримый лик справедливости."
"Мертвые мужики в могилах слушают музыку вод, струящихся сквозь ребра, черепа и лохмотья."
"Никола на крыльце. От ветра шелестят искусственные цветы и ленты венков на могилах, шелестят листья уродливых яблонь. Над дальним лесом летит самолет, пересекая созвездия. Просигналил ночной поезд. Время то ли набухло, то ли съежилось и при этом рассеивается сразу во всех направлениях, в том числе внутрь себя. Глубоко затянувшись сигаретой, Никола закрывает глаза и видит, как на костях самого первого мужика лежат археологические пласты империй."
"Никола понимает: мужик меняется быстро и непредсказуемо, поэтому скоро мы, русские, не узнаем прежнего мужика, мы вернемся к своим домам и увидим спирали злых и веселых галактик вместо дверей."