Из переписки Александра I и Лагарпа (его учителя).
(начинается с детства)
//Александр// "Г-н де Лагарп вы мне наказали писать царствование Домициана, так пришлите прошу вас ключ от ящика потому что тетрать по истории римской там заперта."
//Лагарп// "Постарайтесь запомнить названия областей, провинций, народов и городов Индии, которые мы с Вами вместе учили, чтобы нам на месте не стоять. Чем больше Вы узнаете, тем лучше почувствуете, сколь приятно знания иметь. Нет другого способа сделаться
полезным гражданином, а это звание первейшее, и я от всего сердца желаю Вам однажды его удостоиться."
//Александр// "Очень Вам благодарен за письмо Ваше премилое и за те истины, какие там нашел."
Воспитательный момент - Лагарп, видимо, заставлял своих царственных учеников писать собственноручно
про себя порицания //Александр// "2 марта, когда спрошено было у меня чему обучился я на последнем уроке Истории, не только не потрудился я отвечать, но по лености великой и безразличию даже вспомнить не пытался; посему говорил сам не зная что. Уверен, что если так пойдет, стану человеком весьма ловким: ибо для сего никакого труда не требуется, а ежели сам себя почитаю существом весьма совершенным, так мне и дела нет, что люди здравые о невежестве моем сокрушаются. Так приятно никакого труда себе не давать, что пускай бы другой взамен меня ходил, ел, пил и говорил, я только одного хочу на статую походить."
//Лагарп// "Мне беспорядок и небрежение обязанностями ненавистны. Истребите в себе оба эти порока; призываю Вас к тому самым серьезным образом, сие не мне надобно, а Вам самому, и не забывайте, что заставлять ждать такую особу, для которой Вы всего лишь ученик, есть вещь неприличная. Желаю Вам из того времени, что вы даром тратите, извлечь много пользы; что до меня, я праздным быть не люблю."
//Лагарп// "Научитесь трудиться в одиночестве, станете человеком, и соотечественники Ваши возблагодарят небеса за то, что Вам таланты даровали, кои Вы взрастить сумели."
//Лагарп// "Счастлив я узнать, Ваше Высочество, что Вы времени даром не теряете. Коли Вы к работе приготовились, я спокоен, только прошу Вас не забывать, что дело
начатое не есть еще дело
конченое."
читать дальше
//Лагарп// "Вы родились принцем, докажите же, что это милость судьбы Вам досталась недаром, а для того взращивайте ваши таланты. Тогда будут Вас уважать, любить, лелеять и не станете Вы, в отличие от множества Вам подобных, бояться собственной тени."
//Александр// "Вместо того чтобы с новыми силами взяться за дело и пользу извлечь из тех лет какие мне еще учиться осталось, с каждым днем становлюсь я все беспечней, все неприлежней, все неспособней и все больше во мне сходства с теми из мне подобных, кто глупейшим образом полагают себя совершенствами по одному тому что принцами родились. Мне тринадцать, а держусь как восьмилетний и чем больше мне лет, тем большим я ничтожеством делаюсь. Что из меня выйдет? Должно быть ничего. Люди здравые от жалости плечами пожмут, а то и посмеются надо мной, потому как приму я на счет замечательных моих достоинств те знаки почтения, какие относиться будут токмо к моей особе. Идолу кадят, а сами над такой комедией смеются.
Великий князь Александр до того забылся что вел речи неприличные и оттого был отослан, а дабы вечно он помнил, что неприличие есть вещь непростительная, повесили на стену в его учебной комнате сию бумагу как памятник весьма для него лестный."
//Александр// "Великий князь Александр так скверно читал и так невнимательно, что пришлось заставить его читать по складам, точно восьмилетнего. Ни усердия, ни прилежания, ни желания учиться. Сия бумага на стену повешена как второй памятник."
//Александр// "Диалог между великим князем Александром и его наставником по поводу куска хлеба, 14 мая 1791 года.
Великий князь: Я очень голоден, воротился с долгой прогулки, когда смогу я съесть кусок хлеба?
Наставник: Теперь еще не время. Возьмите тетрадь по арифметике и докончите вычисления прерванные.
ВК: А как же хлеб?
Н: Делайте, что я говорю.
ВК: Мне очень хочется есть. Когда смогу я съесть хлеб?
Н: Вы не докончили работу. Надобно ее доделать.
ВК: Но теперь уже поздно. Я хочу есть.
Н. Я вам велел докончить диалог.
ВК. А как же мой хлеб?
Н. В последний раз говорю, давайте доделаем работу. Хлеб вы получите только после урока.
ВК. В таком случае стану делать только то, что мне строго приказано. Я обижен.
Н. Право, есть из-за чего.
ВК. Да, именно так. Когда вы меня просите прочесть книгу в свободное время, я всегда повинуюсь, даже если книга совсем неинтересная. А впредь ничего такого делать не стану.
Н. Что же я могу поделать? Вот две пословицы: "О вкусах не спорят" и "Не в коня корм".
ВК. Я потерял время 1) потому что не съел хлеба, 2) потому что читал в часы отдыха скучные книги, какие вы приказали. А впредь стану читать комедии.
Н. Это называется плевать против ветра. Читать станете то, что вам позволят. Впрочем, если желаете быть ничтожеством, вы в своем праве.
ВК. Коли вы не желаете сделать мне приятное, с какой стати мне вас радовать?
Н. Вы кажется не в духе. И совершенно напрасно. Вы ведь не можете ни знаний меня лишить, ни невеждой оставить; итак, если не будете ничего делать для себя самого, а пожелаете играть роль автомата, кому вред причините, как не самому себе?
ВК. Эти книги такие скучные, что я их читал только чтобы вам приятное сделать.
Н. Не ждите благодарности. Беда в том, что от шалостей учености не прибавится. Вот увидите, если очутитесь в библиотеке или в окружении людей образованных, от ученых книг и умных голов потекут вам прямо в мозг такие мысли, от коих сделаетесь умным нимало об том не заботясь. А заодно недурно было бы и разговор наш записать."
//Александр// "Я нижеподписавшийся солгал чтобы скрыть мою леность... С самого начала недели вел себя как человек соревновательности чуждый, стыда не знающий и к упрекам нечувствительный.
Впрочем утешаюсь тем что наверняка буду знать не меньше, чем знают обыкновенные люди моего звания, а стало быть излишней образованностью их обижать не стану."
//Лагарп// "Помните об орфографии и, прежде чем мысли на бумаге изложить, приведите их в порядок. Эта работа вам по силам, а потому я небрежности прощать не стану и то, что будет сделано плохо, почитать буду несделанным, - но надеюсь, что предпочтете вы употребить свои способности на занятия разумные и убедитесь, что сила все превозмогает."
//Лагарп// "Весьма важно с самого раннего времени привыкнуть с другими людьми обходиться почтительно, а привычку эту завести можно, только обходясь таким образом с теми, кто вас окружает."
//Лагарп// "Ваше Высочество, в понедельник вы заниматься начали в половине двенадцатого. Во вторник примерно в то же время. Нынче Вы мне предлагаете начать в полдень. Я полу-уроков давать не люблю, потому что не ведаю, что разуметь надобно под полу-вниманием, полу-занятием, полу-доброй волей. Продолжайте терять время, Вы на верном пути; но не забывайте о том, куда он Вас приведет неукоснительно."
//Александр// "Со следующей недели я в Вашем распоряжении, в субботе же начинать не стоит, думается мне, ибо в пятницу в тронной зале будет бал и я не поручусь что назавтра не просплю."
//Лагарп// "Нынче утром отослал я Вашему библиотекарю несколько сочинений из Вашей библиотеки, два инструмента для снятия плана местности, затем часть газет парижских за 1790 год, а равно Монитёр с июля 1791 по январь 1793 года; ибо все сие Вам принадлежит. Последние из названных не каждому показывать стоит."
//Лагарп// "Льщу себя надеждой, что порою, завидев на карте Женевское озеро, станете Вы вспоминать, что на брегах его живет человек, который Вас любит и которого самое пылкое желание в том заключается, чтобы Вы достойны оказались славного своего призвания."
//Лагарп// "Как утро есть полезнейшая часть дня, надобно ее продлевать, вставая засветло."
//Лагарп// "Мне Вас нередко жаль было, когда видел, сколько народу Вам прислуживает; неужели невозможно все сие упростить? Слуги Ваши, полагаю, Вам благодарны будут, коли Вы их побережете, а сами Вы избегнете обычной участи великих мира сего, чьи мнения и поступки зависят частенько если не полностью, то в очень большой мере от тех, кто по обязанностям службы ближе всего к вельможной особе стоят и близостью своею пользуются."
//Лагарп// "Токмо на собственное суждение полагайтесь. Ежели станете других спрашивать и чужим мнениям покоряться, перестав своими глазами смотреть и своим умом судить, тогда преклонитесь вскоре под постыдное иго и, как суждено Вам жить посреди козней придворных, сделаетесь рано или поздно игрушкой царедворцев, между собою враждующих."
//Лагарп// "Вы и брат Ваш достойны иметь друзей. Однако, Ваше Высочество, высокое Ваше звание Вас от тех, кто Вам в друзья годятся, отдаляет и, пожалуй, искать таковых Вам воспрещает, мечтать же можете Вы лишь о том, чтобы обзавестись слугами, способными исполнять поручения, им данные."
//Лагарп// "Не ослабляйте никогда надзора, который унизить и напугать может токмо негодяев."
//Лагарп// "Время, Вам на долю выпавшее, богато примерами достопамятными; обдумывайте их себе на пользу."
//Лагарп// "Надлежит Вам посетить публичные заведения, в Санкт-Петербурге и окрестностях находящиеся, а равно фабрики и мастерские, и все то увидеть своими глазами, что касается до художеств, ремесел, коммерции и проч., дабы обо всем этом справедливое суждение иметь. Не забывайте о сем предмете, если желаете подлинное получить образование, и будьте уверены, что наблюдать за развитием промышленности человеческой есть дело самое приятное."
//Лагарп// "Единственный друг нельстивый есть собственный Ваш рассудок, и лишь в свете сего факела узрите Вы истинное достоинство тех, к чьим услугам прибегать станете."
//Лагарп// "Незыблемые основания нравственности заложены в Вашем сердце Творцом бесконечного множества миров. Книги Вас лишь тому научат, как истины, очевидные для всякого, кто предрассудками или дурным воспитанием не испорчен, выстраивать в ряд согласно разным системам."
//Лагарп// "Да будет Вам дано до последнего часа от собственных поступков удовлетворение испытывать."
//Лагарп// "Сделайтесь же российским Марком Аврелием. Есть ли призвание более величественное, нежели стать благодетелем стольких миллионов людей!"
//Лагарп// "Сильно мне Вас недостает, Ваше Высочество. Чем бы ни был развлечен, никогда об Вас думать не переставал, заниматься Вами и об Вас говорить с лучшими моими друзьями. С каким наслаждением принял бы я Вас в своей усадьбе, даром что Вы великий князь!"
//Лагарп// "Рекомендую Вам читать время от времени древних авторов, дабы укрепить Вашу душу, изострить отвагу, возвысить мнения. Старайтесь сравняться неустанной деятельностью с первым из Цезарей, а прямотою - с Катоном, и помните о месте, которое Вам суждено занять, не ради того, чтобы гордиться возможностью распоряжаться жизнью тридцати шести миллионов Вам подобных, но ради того, чтобы приобрести заранее все те качества, что потребуются Вам для должного исполнения обязанностей Ваших. Для труда сего достанет Вам времени, а ежели пожелаете того сильно, так, как подобает желать человеку твердой воли, времени будет у Вас еще больше. Я, родившийся в самом обыкновенном звании и занимавший положение самое низкое, заверяю Вас, что твердая воля и неподкупный характер позволяют свершить многое. Есть в Европе государи, обладающие разнообразными познаниями и великими талантами, однако нет у них ни твердого характера, ни нерушимой воли, и по сей причине история отведет им место самое ничтожное."
//Александр// "С огорчением признаться должен, что прошлым летом мало у меня было времени для занятий. Развлекали меня сильно частые маневры, учения и парады в Павловске, ибо в прошлые годы бывали мы на них один раз в неделю, а этим летом ездили туда три, а порой и четыре раза, да вдобавок занят я был по вторникам и пятницам, как обыкновенно; сочтите, много ли времени оставалось."
//Александр// "Как часто думаю я о Вас и обо всем, что от Вас слышал! Но не смогло это изменить принятого мною решения уклониться впоследствии от поприща, мне предстоящего. Чем больше смотрю вокруг себя, тем более несносным мне это поприще видится. Непостижимо, что кругом творится: все воруют, порядочного человека не сыскать, это ужасно."
//Александр// "Скоро Великий пост, все уедут из города, и смогу я предаться чтению и занятиям еще пуще прежнего. Мне мой образ жизни весьма по нраву, чувствую себя превосходно, весел по большей части, невзирая на тягот, очень счастлив с женой и невесткой. Что же до мужа сей последней, огорчает он меня часто; горяч больше, чем когда бы то ни было, своеволен без меры, причем воля его с разумом по большей части не в ладу. Военные занятия ему голову вскружили, и он с солдатами своей роты нередко бывает груб. Что до меня, я, хотя тоже военный,, желаю лишь мира и покоя и променял бы охотно звание мое на ферму подле Вашей, любезный друг, или по крайней мере где-нибудь поблизости. Жена разделяет мои чувства, и я этому рад чрезвычайно."